Причины возникновения философии. Причины возникновения философии Предпосылки возникновения философии в древнем мире

Причины возникновения философии: человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что его представления о мире не соответствуют легендам и мифам. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему и возникает философия: теоретически объяснить все.

Философия с греческого-" любовь к мудрости", слово "философ" впервые употребил Пифагор, по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни, в европейской культуре появление термина "философия" связано с именем Платона. Вместе с тем философию можно определить как духовно-практическое освоение мира, действительности. Философия-это наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления.

Философия- это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философия. Философия не обладает таким же предметом (те стороны объекта которые являются существенными, важными для данного исследования), как например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как например, биология, география..

Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга. В эту эпоху жили и творили: Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Иране, в Греции -- Гомер, Парменид, Гераклит, Платон. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы /Ясперс К. Смысл и назначение истории.

Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления. Поэтому уже на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Появляются новые формы мышления, с более высоким уровнем обобщения, абстрагирования, неизвестными ранее способами освоения действительности. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего.

Философское мышление преобразует предметы, события окружающего мира в мысли-понятия. Посредством систем понятий воспроизводятся законы, причины развития мира в целом как объективно существующего, т.е. не зависящего от произвола и заключающего в себе гармонию, совершенство, упорядоченность. Конечно, вначале философские взгляды еще тесно связаны с предшествующими мировоззренческими формами, но мифологические образы и сюжеты здесь играют скорее роль "вспомогательных средств", метафор, аллегорий, уточняющих философские понятия, генетически связывающие их с предшествующим духовным опытом. Важно другое - понятийное, теоретическое мышление, в отличие от образного, мифологического, начинает развиваться по своим, специфическим принципам и законам.

Философские учения при всем многообразии имеют сходные понятия, проблемы, тенденции развития, образуют особое духовное пространство с присущими ему критериями, отношениями, состояниями мысли. Наиболее последовательно и систематически эти всеобщие черты и характеристики проявились в европейской философии, начало которой было положено в эпоху античности.

В истории русской философии, как и в истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальной самобытности и времени возникновения отечественной философии. Предмет спора кратко можно сформулировать так: когда возникла русская философия как самостоятельное направление? Можно ли усматривать истоки ее в Древней Руси или время ее становления следует отнести на значительно поздние сроки?

Некоторыми аспектами этой проблемы интересовались уже античные авторы, однако их суждения имели, к сожалению, фрагментарный, несистематический характер. Самый основательный из них -- Аристотель и то высказался об этом скороговоркой. Вслед за Платоном он обратил внимание на то, что непосредственным побудительным мотивом к философствованию было удивление.

Удивляющийся и недоумевающий считает себя незнающим и стремится освободиться от незнания. Субъективное переживание удивления порождается встречей с не просто непонятным, а именно с удивительным, чудесным, с дивом. И в этом смысле любитель мифа и любитель Софии родственны, ибо и миф так же создается на основе удивительного. Причем вначале удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем стали задаваться вопросом и о более, с точки зрения Аристотеля, значительном, например, о смене положений небесных тел, о происхождении Вселенной. Кроме этого, Аристотель указывал еще и на достаточный уровень развития материального производства, освобождающего человека от каждодневных забот.

Первоначально философия объединяла все наличное знание -- математику, астрономию, физику, медицину, активно использовала различные сведения из области мифологии, религии, искусства. Аристотель, во всеобъемлющей для того времени классификации различных отраслей знания, отдавал ценностный примат философии как единственной, по сути дела, развитой форме теоретического знания, отождествлял ее с "высшим благом и высшим добром".

По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшего развития научного знания выделяются конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природной и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственно предмета философии, определение ее функций в обществе.

Историческая наука свидетельствует, что в развитии человечества были периоды полного его незнакомства с техникой и культурой письма и счета, что свидетельствует о слабости рассудочной способности и чувственно-непосредственном характере мышления. Последний доминирует во всех областях сознания, в том числе и в самых высоких, и обусловливает удовлетворение религиозных и идеологических потребностей человека мифологией, построенной с помощью воображения.

Высокая степень зрелости рассудка заявляет о себе появлением письменных источников и искусства счета. Общение с письменным словом, вырванным из контекста чувственно-конкретной ситуации, а также с числом как абстракцией от качественной определенности предметов, оказывало обратное влияние на мыслительные способности человека: совершенствовало рассудочную деятельность и делало его более восприимчивым к отвлеченному содержанию. Период рассудочной работы с письменным словом и числом довольно длителен и необходим для создания предпосылок к философствованию.

Появление философии не следовало бы связывать с экспансией рассудка за пределы частных областей (математики, медицины, исторических и историко-мифологических описаний и т. п.), в результате чего мифология якобы «перестала удовлетворять» сознание человека. Рассудок по своей природе вовсе не противоречит мифологии и может с ней вполне мирно уживаться, о чем свидетельствует многовековое мирное их соседство в иных культурах. Философия порождается отдельной (другой) способностью, и появляется она (философия) как самостоятельная форма духовной культуры лишь тогда, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления и когда человек оказывается в состоянии усмотреть тождество максимальных противоположностей и сказать: «Все есть Одно». Происходит это изломе первого тысячелетия до Р. X. (примерно VIII--VI вв. до Р. X.); именно в это время в одночасье различные этносы (индусы, греки, китайцы) независимо друг от друга начали философствовать. Ее (философии) возникновение и развитие, таким образом, есть процесс естественно-исторический и индивидуально-родовой.

Любая способность, если она назрела, проявляет себя как потребность и интерес (см. прим. выше!), как жажда и любовь к тому, к чему она есть способность. В этом смысле отвлеченное разумное мышление не является исключением. И когда род «дорастает» до этой способности, «вдруг» то здесь, то там, независимо друг от друга и одновременно, как грибы в лесу, появляются люди, любящие мудрость и одержимые поиском причин, а с другой стороны, множатся их благодарные слушатели, и вскоре все общество оказывается охваченным стремлением порождать прекрасные речи и приобщаться к мудрости; оно превращается в общественную потребность и в моду, а со временем становится неотъемлемой нормой жизни.

Для индивидуума не всегда бывает ясна природа такого влечения, и он часто лишь констатирует ее наличие и говорит, подобно Пифагору, что философ -- тот, кто просто испытывает влечение к мудрости. Когда способность вызревает и стремится к реализации, человек переживает «зуд» наподобие того, какой описывал Платон в диалоге «Федр», а функционирование отвлеченного мышления видится ему важным само по себе, самоценным и совершенно бескорыстным, нужным не для чего иного, но только ради него самого (о чем и говорит Аристотель в своей «Метафизике») и доставляющим индивидууму прямо-таки эстетическое удовольствие. Все сказанное, конечно, не означает, что с созреванием на уровне рода способности отвлеченного мышления все люди, все этносы должны непременно начать философствовать. Ничего подобного в реальной жизни не происходит. Само по себе понятийное мышление является для возникновения философии хотя и необходимой, но все же недостаточной причиной. Требуются еще и другие факторы, стимулирующие или не препятствующие ее появлению.

Это обстоятельство не ускользнуло от внимания Аристотеля, и он отмечал, что философствовать люди начали лишь тогда, когда в наличии оказалось почти все необходимое -- и то, что облегчает жизнь, и то, что доставляет удовольствия. Чтобы философствовать, человек должен быть освобожден от каждодневных забот о пропитании, иметь достаточно средств для существования и свободное время, что в условиях рабовладельческого общества означало -- быть свободным. И первые философы были выходцами из богатых и знатных семей.

Другим, не менее важным фактором является характер государственного строя. Он должен быть достаточно свободным и терпимым к инакомыслию, каковым и была философия, противопоставившая себя традиционному мышлению. Это тем более верно, что философствование есть дело приватное и в отличие от религии опирается только на авторитет философа -- частного лица. Он, правда, сам апеллирует к разуму и речи, предметам, по его представлениям, надындивидуальным и объективным, но обнаружение их содержания всецело зависит от индивидуальных способностей того или иного мыслителя. И уж от нравов народа и государственных законов будет зависеть то, насколько высоко станет оцениваться частное мнение и какова будет степень безопасности человека, дерзнувшего его высказать.

Начало философии. Духовное взросление человечества изменяет его видение мира и его самого, корректирует оценки, преобразует формы деятельности. Все это происходит как бы само собой, без специальной сознательной работы. Изменения, происходящие на этом сущностном уровне, связанные, например, с последовательным вызреванием различных сил и способностей, обнаруживается на поверхностном уровне -- на уровне культуры -- чередой своеобразных духовных явлений: мифологии, поэзии, науки, философии и т. д. Исторически философия возникает тогда, когда на родовом уровне в духовной структуре человека созревает способность разумного мышления.

Разум заявляет о себе как о полной противоположности рассудка. Ему не терпится преодолеть множественность и чувственность, подняться над конечным и увидеть бесконечное. Он смотрит на многое и конечное сквозь призму единства и видит прежде всего именно единство, которое считается им поистине сущим. Лишь достигая разумной фазы, человек может мыслить противоположности (множество) тождественными (одним).

Одним словом, в отношениях рассудка и разума все строится как бы по законам оптики. Сосредотачиваясь на том, что находится на переднем плане (чувственность, обособленность, многое. Рассудок), мы невольно теряем отчетливость восприятия предметов отдаленных; но стоит только изменить фокус и перенести внимание в даль (сверхчувственное, слитное, единство. Разум), как резкость и ясность оказываются присущими отдаленному плану, тогда как близкие предметы теряют свои правильные очертания, расплываются, сливаются и делаются трудноразличимыми.

Чтобы ясны были эти отвлеченные рассуждения, обратимся к конкретному материалу. В мифах, как и в философии, речь также может идти о предельных предметах, например об одном первоначале, являющемся источником всего, порождающем бесконечное множество разнообразных вещей и существ: стихии, богов, людей, животных; о взаимоотношениях этого порождающего единства с порожденным множеством и т. д. Но форма мифического рассмотрения при этом сугубо рассудочная. Миф не преодолевает множественности и считает обособленное существование порожденных отдельных предметов вполне самостоятельным и реальным. Само первоначало из чего-то единственно сущего превращается в процессе порождения мира лишь в один из ряда многих других предметов. Как сын отличается от отца и живет своей жизнью, так и порожденное в мифе считается самостоятельным по отношению к своему источнику.

Совсем иначе видит философское сознание. Здесь порожденное множество не считается самостоятельным по отношению к порождающему единству, и, хотя множество обособленных друг от друга и от своего начала предметов налицо, философ смотрит на него так, как будто его нет. Для него существует только одно, и, кроме одного ничего нет. Именно так нужно понимать центральный тезис «все есть Одно». Все есть не более чем одно, оно только кажется чем-то отличным от одного, обособленным и самостоятельным, а по сути, по истине множественность подлежит ему, является его метаморфозами. Возникновение обособленных предметов и возвращение их в свою основу никаких существенных изменений в последней не производит, потому вполне можно сказать. что на уровне сущности никаких рождения и гибели нет.

Едва появившись, философия (т. е. отвлеченное разумное мышление) нашла себя противоположной прежде всего мифо-религиозному сознанию как прежней форме мировоззренческого мышления. Конкуренция была обусловлена тем, что и мифология и философия притязали высказываться об одном и том же предмете -- о Боге, о Божественном, т. е. об Одном универсальном всепорождающем начале в его отношении к порожденному конечному множеству, но способы их постижения этого предмета оказались взаимоисключающими. Разум видит этот предмет иначе, чем сила воображения и рассудок (это те способности, которые лежат в основе мифологии).

Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли.

Критерием философского знания не может служить научно-экспериментальная практика, связанная с фактами опыта. В лучшем случае здесь речь может идти только лишь об иллюстрации философских положений, метафорическом способе изложения проблем в целях популяризации и не более того. Критерием философии выступает всемирно-историческая практика в ее всеобщих результатах и значениях, т.е. мир в целом, его соответствие всеобщим нормам человеческого бытия. Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.

Философия -- это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 22

1. С чего начинается философия? Укажите отличие философского мировоззрения от религиозного и мифологического.

2. Какие проблемы рассматривались в рамках античной натурфилософии?

3. В чем специфика системного подхода? Раскройте понятия «системность», «целостность», «самоорганизация».

4. Решением каких вопросов занимались представители патристики?

Введение

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки вплоть до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Вопрос № 1

С чего начинается философия? Укажите отличие философского мировоззрения от религиозного и мифологического.

История возникновения философии

Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморья.

Философия древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. Она развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения:

1. социально-экономическая (переход от меди к железу).

2. товарно-денежные отношения.

3. ослабление родо-племенных связей

4. образование первого государства

5. духовная жизнь.

Термин "философия" в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Философия является порождением античной культуры, феноменом, ранее не встречающимся в других культурах, представляет качественное выражение особенностей, присущих исключительно греческой цивилизации. Философия есть свидетельство радикального отличия греческой цивилизации от восточных культур.

Философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет. Таким образом, философия и наука, существующие изначально в форме синкретичного протознания, возникли в где-то в начале VI в. до н.э.

Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю - с VI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы, где преподавалась философия.

Различают следующие этапы становления греческой философской мысли и проблематики философствования: натуралистический период (VI-V вв. до н. э): проблемы физиса и космоса, школы: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики; гуманистический период (середина V - 1-я половина IV в. до н. э): опыт определения сущности человеческого бытия, школы: Сократ, софисты; синтетический период (конец V - конец IV в. до н. э): открытие сверхчувственного мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля; период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) - до конца языческой эры (V-VI в. н. э)): решение проблем трагического человеческого существования, школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики; религиозный период (середина III - середина VI в): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм; христианский период (I-III вв. - VI-VII вв): опыт рационального определения догм новой религии в языке категорий греческой философии.

Предшественниками философии можно считать леген-ды и мифы. В них предпринимались первые попытки ре-шить вопросы о сущности природы и человека. Первые ли-тературно-художественные произведения, в которых затра-гивались философские проблемы, были созданы в государ-ствах Двуречья Тигра и Евфрата, Древней Греции и Древне-го Египта . Именно там 4-4,5 тысячи лет тому назад зароди-лась философия. Приблизительно 3 тысячи лет назад воз-никли древние религии - буддизм и иудаизм , которые име-ли в себе зачатки философии.

Научная философия возникла одновременно в трех ре-гионах древнего мира: в Индии, Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 7-6 вв. до н.э., вместе с появлением первых наук (медицины, мате-матики, астрономии) появилась научная философия. Ее воз-никновение было связано с тремя основными предпосылка-ми: появлением мифологии, зарождением религии и накоп-лением научных знаний о мире и человеке.

Причина того, что наибольшее развитие философия получила именно в этих регионах, кроется в общеисторических закономерно-стях роста экономики и культуры, которые сделали наи-большие успехи именно в этих регионах из-за благоприят-ных географических условий. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содер-жанию новой группы людей - философов. Зарождение фи-лософии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний.

Однако наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Это объясняется воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно благопри-ятствовали развитию философской мысли именно в Греции и странах востока. Одной из основных причин этого фено-мена является отсутствие влиятельной касты жрецов, кото-рые обычно сковывали духовную деятельность граждан.

В Древней Греции благоприятным дополнительным ус-ловием развития философской мысли было возникновение зачатков демократии и общественных условий, духа соревновательности в художественном творчестве, спорте, теоре-тической мысли, свободной состязательной деятельности.

Ранняя греческая философия зародилась не в централь-ной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и ост-ровах Средиземноморья, расположенных на перекрестках торговых путей, связывающих Грецию со странами Восто-ка. Именно здесь сформировались первые греческие города - государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свой знания с богатствами восточ-ной философии и культуры. В части древнегреческих горо-дов утвердились демократические порядки ставшие на мно-гие века образцом и эталоном для европейской цивилиза-ции. Греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.


Античная философия охватила длительный период древнегреческой и древнеримской истории периода с 7 в. до н. до 5 в. н.э. Она вобрала в себя множество учений, школ и направлений. Греческая философия определила стратегию учения: единая основа, сущность «субстанция» мира как целостности, причина всех изменений, многообразия и раз-нообразия, законы и принципы как упорядочивающее. и ос-новополагающее начало.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «что есть все?» (Фалес 624-547 г. до н.э.). Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам начала лежащего в основании, вечной основы, сущности, первопричины - субстанции. Греческая философия стоит у истоков всех ныне существующих философских учений и, как родоначальница философии науки, не утратила общих черт, которые позволяют рассматривать ее как своеобраз-ный исторический тип философствования.

Выделяют 4 этапа античной философии:

1. Досократовский - 7 в. до, н.э. - 5 в. до н.э.

2. Время расцвета. Классика 5-6 в. до н.э.

3. Эллинский период - 6-2 в. до н.э.

4. Римский период - 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.

На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.

Древний Восток

К учениям относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители - принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия - восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и . Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов - маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог - творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.

Новое время

Для философии , центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания - логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм - наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов - общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого - новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. . Главный предмет изучения - человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода - немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Новейшая философия

Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.

Ведущие направления:

  • позитивизм;
  • марксизм;
  • иррационализм.

В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.

«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

По этому вопросу существует несколько точек зрения.

1.Философия признается порождением «эллинского гения».

Сторонником этой точки зрения является, например, крупнейший отечественный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988).

Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия , но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслительПифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение.

2. Однако наиболее распространенной является другая точка зрения, суть которой заключается в том, что философия действительно возникла в VI веке до н.э. и, что удивительно, почти одновременно в трех разных регионах мира - Китае, Индии, Греции.

Следует отметить, что время около 500 г. до н.э., охватывающее три века до и три века после, - уникальное время по своей культурной значимости не только в греческой, но и во всемирной истории.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот период «осевым временем». Он писал, что в этот период происходит одновременное формирование и развитие многих философских учений, как на Западе, так и на Востоке. В Китае - это учение Конфуцияи Лао-цзы, в Индии - Будды, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя. Соответственно в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда.

Все, что связано с этими многочисленными именами и философскими школами, возникло почти одновременно, в течение немногих столетий, и независимо друг от друга. И именно в этот поворотный период истории были разработаны основные понятия и категории, которыми мы мыслим до сих пор. В это время сформировались также основы современных мировых религий, оказавших огромное влияние на культуру и жизнь всех последующих поколений людей.

Анализируя основные взгляды на время и место возникновения философии, представляется, что наиболее убедительной, из рассмотренных, является вторая точка зрения. Конечно, на Востоке и на Западе возникли разные типы философствования, однако круг проблем, способы их постановки и решения роднит философствование Запада и Востока.

По поводу причин возникновения философии также существует несколько отличающихся друг от друга концепций.

Наиболее распространенной и влиятельной является мифогенная концепция (Гегель, А.Ф. Лосев, Дж. Томсон и др.). В ней отражен тот факт, что философия не могла появиться на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено такой универсальной формой духовного освоения мира человеком и духовой жизни первобытной эпохи, как мифология .

Поэтому необходимо остановиться на том, что такое мифология и какова ее роль в возникновении философии.

Мифология представляет собой художественно-образную переработку в сознании людей окружающей их действительности. Она носила синкретический, нерасчлененный характер. В ней переплетались и были нераздельно слиты зародыши всех последующих форм мировоззрения: религии, нравственности, искусства, философии и науки. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль в нем выражалась в конкретно-чувственном

эмоциональном образе, в метафоре.

Огромное историческое и культурное значение мифологии связано с тем, что в ней были поставлены важнейшие мировоззренческие вопросы, касающиеся устройства мира, возникновения человека и его места в нем, проблемы существования богов и их места в мире, исторических событий в жизни того или иного народа. В силу этого можно дать следующую классификацию мифов:

Космологические мифы. Они отражали представления древних людей о том, как устроен мир, из чего все произошло, что такое природа, как она устроена и др. При этом природные явления обожествлялись и олицетворялись;

Антропологические мифы. В них зафиксированы представления древних о возникновении человека, его своеобразии по сравнению с другими живыми существами, стадиях жизненного пути, понимание жизни и смерти, роли судьбы и богов в жизни человека. Важным вопросом был также вопрос о соотношении души и тела, происхождении души, ее природе и значении для человека;

Социально-культурные мифы. Они были посвящены культурным достижениям людей, связанным с освоением огня, различных ремесел, земледелия, обрядовой стороной жизни и т.д.;

Исторические мифы. В них образно, с участием конкретных героев и богов, описывались наиболее значимые исторические события в жизни того или иного народа.

Кроме отмеченного синкретизма мифологического сознания и художественно-образного восприятия действительности, для более глубокого их понимания необходимо отметить также, что миф соединяет в себя правду-истину с вымыслом. Реальные явления жизни в мифе причудливым и органическим образом смешивались с фантазией. В мифах также не различаются естественное и сверхъестественное. Деятельность людей и богов рассматриваются и воспринимаются как одинаково реальные, происходящие на самом деле. Души умерших людей живут рядом и влияют на ход событий.

Характерным для мифа является отсутствие линейного восприятия времени как текущего от прошлого к настоящему и будущему. Существовало круговое его восприятие, означающее вечное возращение, т.е. повторение одних и тех же циклов, что объясняется слитностью древнего человека с природой, жизнь которой и навязывает представления о цикличности времени.

Историко-культурное значение мифологии огромно. Являясь наиболее древней формой духовного освоения мира человеком, она увязывала отдельные представления о мире в единую, образную картину мира, способствовала сохранению и передаче социального опыта, культуры от поколения к поколению.

Особенно следует отметить то, что в рамках мифа развивается мышление древних людей. Прежде всего это способность к диалектическому мышлению - в мифах фиксируются устойчивые пары противоположностей: жизнь - смерть, день - ночь, свет - тьма, порядок - хаос и др. Закладываются также основы причинно-следственного (генетического) мышления - все новое рождается от брачного союза противоположностей. В рамках мифологического мышления развивается также способность к абстрагированию (отвлечению). В мифологических образах происходит слияние общего и единичного. Так, например, бог времени Хронос олицетворяет время вообще, Зевс - грозные силы природы.

Рассматривая особенности мифологии как наиболее раннего типа мировосприятия и мировоззрения, сторонники мифогенной концепции происхождения философии обосновывают свой главный тезис: «От мифа к логосу».

Действительно, все последующие формы общественного сознания зародились в рамках мифологии и были пронизаны мифологическим мировосприятием, предполагавшим безусловное доверие к мифам со стороны людей. Тем не менее, в рамках данной концепции, сложно объяснить, как из чувственного восприятия мира, характерного для мифологии, возникает качественно новый тип рационалистического восприятия мира, основанного на универсалиях и критическом отношении к знанию.

Другой духовной предпосылкой зарождения философии явилась религия. Она – одна из древних форм мировоззрения, особый способ духовного освоения мира человеком, основанный на вере. Вера – это особое чувство, переживание, эмоциональное состояние, характеризующие внутренним согласием, принятием предмета веры.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что мир в религии удваивается, он делится на естественный, видимый мир, и сверхъестественный, невидимый, мир земной и мир небесный, посюсторонний и потусторонний. Природа религии очень сложна, ее возникновению способствовали гносеологические, психологические и социальные основания.

Психологические корни религии связаны с неискоренимой потребностью человека в счастье, положительных эмоциональных состояниях, стремлении избавиться от леденящего душу страха. Несоизмеримость человека и мира порождает веру в существование могущественных высших сил, которые управляют миром и в руках которых человек – игрушка. Для того чтобы защитить себя от их произвола, человек начинает поклоняться им, молить их о пощаде.

В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бессмертный двойник, а затем - о наличии в собственной осязаемой оболочке некого духа, души, способных покидать ее и переселяться в других людей, животных. Возникла вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах - камнях, деревьях. Эту веру в одухотворенность вещей или анимизм (от греческого anima - душа) англий­ский историк культуры Эдуард Тейлор назвал "первой философией перво­бытного человека".

В древности возникли и другие верования. Одним из наиболее распространенных верований был тоте­мизм . Тотем означает почитаемое первобытным родовым сообществом животное, от которого зависело их существование и которому поклонялись, как прародителю рода. В тотемизме отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

В более позднее время формируются представления о всесильных и всеведущих богах, способных стать источником благодати и одновременно - кары для тех, кто не достоин. Религия превращается в «сердце бессердечного мира», в стража и гаранта общественной нравственности.

Рассматривая мифологию и религию как формы духовной жизни первобытных людей, важно подчеркнуть, что они явились необходим этапом в эволюции человеческого сознания и познания.

Миф возникает на основе чувственного восприятия мира. Это особое мироощущение, которому была придана словесная форма. Сознание, еще не оснащенное достаточными знаниями, но наполненное мифи­ческими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной жиз­ни необходимые общественные связи, вскрывало определенную упорядоченность. Подмечались периодичность физиологических процессов организма, ритмичность трудовых действий, повторяемость дня и ночи, времен года, сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.

Восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим ми­ром, можно признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества.

Многие причи­ны существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему чело­веку, но только ощущались им, при чем с точки зрения либо пользы, либо вреда, которые они могли принести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии за всем окружающим живого, мыслящего существа - божества.

Бог - тоже обобщение, причем такое, в котором выражено признание господства над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания.

Однако чтобы проникнуть внутрь мира, постичь существо глубинных связей, его внутреннюю закономерность, причинную обусловленность вещей и событий, требовалась иная сила абстракт­ного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни. Такова суть мифогенной концепции происхождения философии.

Представители другой, социогенной концепции , считают, что решающую роль в возникновении философии сыграли социально-экономические факторы. С этой точки зрения философия появилась на той ступени культурной эволюции человека, когда с развитием производительных сил начали исчезать общинно - родовые связи, и на месте первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное на частном владении и использовании рабского труда. Новые обществен­ные отношения обусловили более высокую производительность человеческой деятельности. В свою очередь это привело к отделению умственного труда от физи­ческого, резкому социальному расслоению, выделению родовой знати, возникновению городов-полисов.

Эти обстоятельства социальной жизни древнего общества способствовали возникновению и развитию новых психических функций и нового уровня мышления.

Ж.-П. Вернан, сторонник концепции социогенного происхождения философии, связывает возникновение таких важных психических функций, как произвольное запоминание, активное внимание и отвлеченное (абстрактное) мышление с изменениями в общественной жизни древних греков, прежде всего с возникновением городов – государств. Важное значение имело становление демократии с ее состязательностью, борьбой мнений и свободой критики. Закономерным следствием этих социальных процессов становиться возникновение греческой теоретической мысли, а на ее основе - не только философии, но и астрономии, математики и других форм и типов рациональности.

Современное понимание происхождения философии немыслимо без решения вопроса о том, почему философия зародилась почти одновременно в нескольких регионах мира. Ответ на этот вопрос следует искать в общих закономерностях развития конкретных обществ Запада и Востока.

К таким общим закономерностям можно отнести, прежде всего, переход от первобытности к цивилизации, от присваивающей экономики к экономике производящей, породившей радикальные изменения в социальной, этнической и духовной жизни людей. При этом важное значение имеет появление городов, в рамках которых возникают принципиально новые формы жизнедеятельности, формирующие познавательные потребностей людей, и прежде всего их способности к абстрактному, рациональному мышлению, мышлению в форме понятий, преодолевающего эмпиризм и чувственную конкретность первобытного мышления.

Последние материалы раздела:

Сколько в день можно есть чеснока: полезные рекомендации Лечение рака соком чеснока
Сколько в день можно есть чеснока: полезные рекомендации Лечение рака соком чеснока

Чеснок - уникальное по своей природе растение, завоевавшее любовь миллионов людей во всем мире не только в качестве оригинальной специи, но и...

Как раскрыть свои духовные чакры
Как раскрыть свои духовные чакры

Уверена, большинству из вас известно, что такое чакры, где они находятся, ну и соответственно, каких цветов.Наверное, многие из вас делали кучу...

К чему снится чистить рыбу во сне
К чему снится чистить рыбу во сне

Смысл увиденного во сне зачастую остается для человека загадкой. В этом случае к нему на помощь приходит чистить - сновидение с таким сюжетом может...