Классификация методов привлечения молодых специалистов. Привлечение молодых талантов – с чего начать? Привлечение и удержание молодежи на предприятии

Столкнувшись с дефицитом кадров на предприятии, особенно если речь идёт об узкой профессиональной сфере,

Руководитель нередко принимает решение о сотрудничестве с вузами для привлечения в компанию молодых специалистов

Рассуждения обычно строятся следующим образом:

  1. На рынке специалистов нет, те, кто есть, к нам не хотят, а те, кто хотят, слишком дорого стоят.
  2. Рынок труда становится рынком кандидата, а не работодателя. Грядёт кадровый голод, выходит на рынок сложное поколение Y. Про это пишут в журналах по управлению персоналом, и рассказывают на конференциях <аргумент для компаний, где эйчару оплачивают обучение>.
  3. Давайте привлечём талантливую амбициозную целеустремлённую молодёжь, и сами всему научим. Они будут гореть на работе за малые деньги, стремясь освоить профессию. Искать молодёжь будем в профильных вузах.

Таким образом, предпосылкой начала работы с учебными заведениями является дефицит кадрового ресурса. К этой мере прибегают не от благополучия.

Данный источник имеет право на жизнь, однако работа с ним отнюдь не так проста и дешева, как это обычно представляется в начале пути. Не претендуя на глобальную экспертность в данном вопросе, приведу несколько личных практических наблюдений, которые, возможно, помогут кому-то из моих коллег.

Решив связаться с представителем Вуза, уполномоченным принимать решения и допускать вас к студентам, вы обнаружите, что до него не так легко добраться

Как минимум, у него есть секретарь, обычно довольно нелюбезный, и вот этому секретарю вы и будете объяснять, для чего ей переключать вас на проректора.

Хороший способ – адаптировать под ваши цели существующую на предприятии технику продаж. Там есть и прохождение секретаря (попробуйте формулировку «это начальник отдела кадров «…» по вопросу трудоустройства выпускников»), и обработка возражений, и достижение договоренности о личной встрече. Приятным побочным эффектом станет то, что вы начнёте относиться к ежедневному труду ваших менеджеров по продажам с большим уважением. То, что вы будете делать – проще чем продажа. Информация о специальностях студентов, ФИО и телефонах должностных лиц есть в открытом доступе на сайтах учебных заведений.

В процессе работы вы можете столкнуться с ситуацией, которая вас удивит. Администрация вузов, главной целью которых является как раз подготовка востребованных рынком труда специалистов, может препятствовать встрече работодателя и студента, вплоть до формулировки «агрессивная политика работодателя». Более логично было бы, на мой взгляд, если бы специалисты деканатов сами инициировали сотрудничество с коммерческими организациями и устраивали студентов на работу по специальности курса с четвертого. Однако представители администрации могут демонстрировать незаинтересованность в сотрудничестве, если оно не подкреплено материальными стимулами.

Будьте готовы к переговорам о материальной помощи вузу в какой-либо форме

Лучше этот вопрос согласовать со своим руководством до визита в учебное заведение. Цена вопроса может составлять от подарков к спартакиаде и закупки канцтоваров… и до более серьёзных инвестиций.

Встреча с деканом или ректором – это переговоры. У вас должны быть готовы те преимущества, которые получит вуз от сотрудничества с вашей компанией. Сам факт трудоустройства студентов в стабильную организацию может не оказаться аргументом достаточной силы.

Помимо вышеуказанного, вам необходимо учесть в перечне расходов компании: стоимость рабочего времени участвующих в проекте специалистов компании; стоимость поездок и командировок (если профильное учебное заведение находится в другом городе); стоимость рекламных материалов и листовок (их должно быть много, они должны быть качественными); стоимость растяжки и стенда, если это студенческая ярмарка вакансий; аппаратура для презентаций (если вдруг у вас нет); представительские расходы. Это для начала сотрудничества.

Работа с вузами как источник привлечения молодых специалистов может строиться как выступление перед студентами соответствующих специальностей

Чаще всего это поток, человек примерно девяносто. Девушке-эйчару в одиночку такое количество слушателей вовлечь тяжело. Если нет микрофона и встреча проходит в поточной аудитории, тяжело даже докричаться до задних рядов. Кроме того, нужны какие-то визуальные стимулы, рассказом о компании их внимание надолго вы не удержите.

Поэтому совет – в одиночку с одними листовками в такие места не ходите. Берите проектор с красочной презентацией о компании, коллег мужского пола для моральной поддержки и переноски материалов, побольше красочных листовок, визиток и календарей, не забудьте про аппаратуру для усиления голоса. Обычно презентация проводится перед лекцией или в конце и присутствует кто-то из администрации, так что относительный порядок в аудитории вам обеспечен.

Помимо обращения непосредственно к студентам в форме презентации, есть вариант воспользоваться рекомендациями преподавателей и обратиться к студентам точечно. Но тут существуют свои нюансы. Например, ваши представления о перспективном специалисте могут отличаться от представлений преподавателя, всю жизнь проработавшего в государственных структурах.

Есть также такой тонкий аспект, как оценка «стоимости» молодого специалиста, той ценности, которую он представляет для работодателя

Для представителя работодателя очевидно, что выпускник, будь он хоть семи пядей во лбу, как специалист совершенно «сырой». Его нужно обучать профессии, растить, адаптировать к корпоративной культуре практически с нуля, и равноценная отдача от него будет ещё не скоро. Представители вуза, напротив, воспринимают пятикурсника как «готового специалиста», и оценивают его высоко.

При отборе студентов целесообразно обращать внимание на средний балл выпускника. Это мерило успешности студента в том виде деятельности, которое на данном жизненном этапе является для него основным. Если средний балл у студента дневного отделения посредственный, должна быть уважительная причина (например, совмещение учебы с интенсивной работой по специальности). Все студенты прогуливают лекции, подрабатывают, готовятся к экзамену в последнюю ночь, пишут курсовую за сутки. Но кто-то при этом получает отличные оценки (благодаря интеллекту/ способности договориться с преподавателем/умению получить помощь коллег), а кто-то проваливает сессию. Средний балл – это ориентир, позволяющий хотя бы примерно оценить интеллект/социальную адаптивность молодого человека.

При оценке среднего балла необходимо различать вузы и специальности. Очевидно, что «отлично» для студента мехмата ведущего государственного вуза и «отлично» для студента-платника специальности «экономист-менеджер» коммерческого вуза – это две разные оценки.

Студенты интересующих вас специальностей могут создавать группы в социальных сетях (например, вконтакте), и возникает искушение разместить там объявление о вакансии. Не рекомендовала бы. Ваше любовно написанное предложение о трудоустройстве повиснет на стене между «рефератами на заказ» и «арендой лимузинов на выпускной», и это ещё довольно целомудренный вариант. При этом поток откликов и их релевантность будут исчезающе малыми.

В определённый момент вы можете с удивлением обнаружить, что студентам ваше предложение почему-то не интересно. Несмотря на неплохой для нулевого специалиста стартовый оклад, работу по специальности, готовность работодателя мириться с учебным графиком и увешанные вашими листовками стенды. Объяснить этот феномен я не могу. Возможно, причина кроется в том, что заинтересованные в работе студенты находят её самостоятельно и на старших курсах появляются в вузе только в период сессии.

Чтобы работа с вузами как источник привлечения молодых специалистов стала эффективной, она должна быть:

  • Системной.
  • Многолетней.
  • Затрагивать не только выпускной курс, но и предыдущий, чтоб в студенческой среде формировалось представление о вашей компании как о перспективном месте работы.

Насытить предприятие кадрами, развешав по стенам листовки/ один раз выступив перед студентами, у вас, скорее всего, не получится. От разового мероприятия откликов будет мало, и в результате действия принципа рекрутинговой воронки эффект может оказаться нулевым. Особенно это касается IT-специальностей. Нужно также учитывать, что системная работа с вузами – метод достаточно затратный по времени и эмоционально (для исполнителей), денежно (для организации). Может оказаться, что дешевле, быстрее и эффективнее разместить на HH премиум-вакансию, с указанием, что вы рассматриваете студентов последних курсов. Перед тем как инициировать комплекс мероприятий, связанных с использованием данного источника, необходимо оценить потребность в персонале и соотнести её с объёмом работы и суммой предстоящих денежных расходов.

Рассмотрим сравнительную таблицу наиболее популярных методов привлечения выпускников компаниями, а также рассмотрим их более подробные характеристики.

Таблица 1. Классификация методов привлечения молодых специалистов в компании

2 – средняя степень

0 – нулевая степень

1. Программы набора выпускников (Graduate Recruitment Programs). Это передовой метод привлечения молодых специалистов. Он нацелен на отбор «лучших из лучших». Коэффициент отбора может достигать нескольких сотен человек на одно место. Работа в крупной компании заманчива для каждого выпускника, но из-за серьёзности и ответственности отбор на эту программу очень строг. От кандидатов, как правило, не требуют специфического образования и опыта работы, компания анализирует личностные и деловые качества выпускников, определяет их потенциал. Программы набора выпускников включат в себя следующие этапы:

Первый этап. Отбор в программу (два раза в год: весной и осенью).

1. Конкурс анкет (application forms). Такая анкета не простая формальность, повторяющая разделы резюме. Вопросы анкеты построены на выявление компетенций молодого специалиста: мотивации и инициативы, энтузиазма, навыков коммуникации, умения преодолевать трудности, работать в команде, лидировать, желания развиваться в профессиональном, личностном плане и др.

2. Прохождение интервью. Отобранных на основании анализа анкет молодых специалистов интервьюируют менеджеры по персоналу и менеджеры других отделов компании с целью оценить соответствие формальным требованиям и квалификацию.

3. Ассессмент-центр. Содержание этого этапа различается в зависимости от проводящей его компании, но суть одна: используются тесты, деловые игры. На этом этапе также выявляются и подтверждаются многие личные качества соискателя.

4. Финальный этап. Собеседование с представителем топ-менеджмента компании. Интервью позволяет определить, насколько соискатель соответствует корпоративной культуре компании. Известно, что у каждой компании свой корпоративный стиль поведения. Есть более агрессивные компании, персонал которых отличают цепкость, настойчивость, упорство и жёсткая хватка (Procter&Gamble), а есть компании более спокойного, мягкого, уверенного стиля (Unilever). От результатов этого собеседования в конечном итоге зависят решение о приёме на работу и условиях контракта.

Второй этап. Участие в программе.

Программы набора выпускников могут быть направлены на одну из следующих ключевых целей: подготовка для компании специалистов (например, «выращивание» аудиторов в группе большой четверки: Прайсвотерхаускуперс, КПМГ, Делойтт, Эрнст энд Янг) или подготовка для компании управленцев (выпускнику может быть предложен индивидуальный план развития с перспективой занять позицию менеджера высшего звена). В зависимости от той или иной цели выстраивается программа работы с выпускником. В случае подготовки управленцев, поступившие на подобную программу называются trainee и работают в течение 2-3 лет в различных отделах компании, причём, чаще всего, выпускник проходит через все отделы до тех пор, пока не найдет свою нишу, то дело, которое удаётся ему лучше всего. В случае подготовки специалистов, в компании осуществляется полное погружение trainee в профессию с помощью различных методов: интенсивное обучение с получением, например, общепризнанных в той или иной профессиональной среде, сертификатов; интенсивное общение с наставником; командные тренинги и др.

На третьем этапе программы набора выпускников происходит итоговая оценка и принимается решение о приеме на работу.

Важно отметить, что в процессе реализации программы набора выпускников компания осуществляет их мотивационную поддержку, например, оплата стипендии на втором этапе программы, оплата переезда, помощь в подборе места жительства (многие программы предполагают переезд в другой город) и др.

2. Стажировка (прием заявок от кандидатов в стажеры проходит, как правило, в марте-апреле, хотя некоторые компании проводят отбор до нового года или в июне).

Стажировка - это хороший способ познакомиться поближе с будущим работодателем, набраться опыта, присмотреться. Срок стажировки варьируется от месяца до года. Работает стажёр чаще всего под присмотром опытного специалиста (internship). Кроме того, работа в компании может стать преддипломной или производственной практикой. Крупные и средние компании широко используют летние программы стажировок для пополнения своих кадров. В некоторых компаниях после завершения летней стажировки лучшим студентам предлагают продолжить работать в компании на условии гибкого графика осенью. Стажировки в крупных транснациональных компаниях обычно являются оплачиваемыми, в таком случае студент или выпускник имеет возможность заработать солидную сумму, кроме того он приобретает уникальный опыт и шанс продолжить работу в данной компании по окончании университета.

Этапы отбора стажеров могут быть следующими: конкурс резюме, тестирование, деловые игры (или комплексный ассесмент-центр), серия интервью с HR-специалистами, линейными менеджерами, топ-менеджерами компании.

3. Рекрутинг (размещение объявлений о вакансиях в вузах)

Во многих организациях отсутствуют специальные программы по работе с молодыми специалистами, и выпускники конкурируют за вакантную позицию с опытными специалистами. Соискатель отсылает резюме в отдел по работе с персоналом (департамент по корпоративным отношениям, отдел кадров), где его просматривают и помещают в базу данных. Если HR-менеджера (менеджера по работе с персоналом) заинтересует резюме, то он звонит кандидату. Для выпускников это не самый результативный способ попасть в компанию-бренд, так как с минимальным опытом работы довольно сложно конкурировать с опытными специалистами.

4. Event-рекрутинг

Конкуренция на рынке труда заставляет работодателей искать нетривиальные подходы к найму персонала – устраивать специальные акции, дни открытых дверей, объявлять конкурсы и стажировки. Данные мероприятия объединены общим понятием event-рекрутинг. Event-рекрутинг – это привлечение кандидатов на вакантные должности с помощью специальных мероприятий, выгодных для компании, как с финансовой точки зрения, так и в плане формирования эффективного имиджа в студенческой среде. Чаше всего, этот метод применяется для привлечения молодых специалистов, преимущественно, на стартовые позиции, которые не являются привлекательными для профессионалов со стажем. Целесообразно использовать event-рекрутинг, когда в компании открыты не менее пяти вакансий – в целях экономии средств и формирования положительного имиджа организации на рынке труда. А участие кандидатов в подобных мероприятиях – это не только возможность трудоустройства, но и приобретение новых знаний и опыта. Можно выделить следующие PR-методы привлечения персонала в рамках еvent-рекрутинга:

  • Тематические конференции, в рамках которых может собираться целевая группа выпускников, молодых специалистов, заинтересованных в той или иной теме обсуждения. Работодатели, таким образом, получают потенциальных адресатов, которым можно предложить открывшуюся вакансию в компании. Примером, тематической конференции, может быть специально выделенный по согласованию с вузом блок в рамках традиционных ежегодных научно-практических вузовских конференций (например, «Неделя науки» на экономическом факультете ЮФУ).
  • Дни открытых дверей, как правило, ориентированы на выпускников ВУЗов или студентов старших курсов, и являются началом их стажировки в компании. Кандидатам, прошедшим предварительный отбор (собеседование или выполнение тестовых заданий) предлагается прослушать презентацию компании, посетить экскурсию по офису или по производственной части, где они знакомятся с непосредственной работой компании. По итогам стажировки многие практиканты получают предложение о зачислении в штат;
  • Ярмарки вакансий и дни карьеры – по-прежнему остаются самым популярным типом мероприятий, направленных на повышение интереса молодых специалистов к компании. В них могут принимать участие несколько десятков организаций. Такие акции устраивают и независимые провайдеры, и сами ВУЗы, отдельные факультеты. От обычной ярмарки вакансий современные event-мероприятия отличаются дополнительными мотивирующими акциями, которые позволяют компаниям выделиться среди других работодателей. Это обучающие семинары, лекции для студентов, конкурсы или кейс-методы. Они позволяют не только создать положительный образ компании, но и проверить навыки и знания претендентов, сэкономив время на предварительном отборе.
  • Создание внешнего сайта компании. Для привлечения персонала важно, чтобы кандидаты получили не только общую информацию о компании на ее сайте, но и составили некое представление о корпоративной культуре, перспективах развития организации и, следовательно, о возможностях собственного роста. Для привлечения сотрудников на стартовые позиции достаточно эффективным способом является также создание собственного промо-ресурса, адресованного молодым специалистам.
  • Тематические конкурсы среди студентов активно применяются в ведущих ВУЗах страны. Конкурсные программы открывают возможности для студентов в разных сферах деятельности, дают возможность попробовать решить различные кейсы на практике. Для компании это еще один шанс найти, увидеть тот бесценный «бриллиант», который она так долго искала. Данные программы направлены в первую очередь на выявление талантливых студентов. Организация, составляя конкурсную программу, ориентирует ее на потребности своего бизнеса, поэтому финалистами становятся только нужные для компании люди. Многие тематические конкурсы проводятся в университетах регулярно, например, Потанинский конкурс. Это позволяет оценивать работу и развитие успешных студентов на протяжении всего обучения. Компания, которая регулярно проводит подобные мероприятия, позиционируется в среде студентов как успешная и стабильная. К тому же у студентов складывается представление о деятельности компании, о ее потребностях, тем самым, он изначально уже знает, привлекает ли его данная компания и не идет к работодателю с закрытыми глазами.

5. Формирование HR-бренда компании в студенческой среде.

HR-бренд – это лицо компании на рынке трудовых ресурсов, и его формирование осуществляется и поддерживается на протяжении всей жизни компании. Но какую репутацию заработает организация среди соискателей, положительную или отрицательную, зависит от того, как компания зарекомендовала себя на деле. Здесь играет роль все, что отличает данную конкретную компанию от остальных: отношение к персоналу и соискателям, социальная и кадровая политика, отношение к экологии и многое другое. Поэтому данный вид продвижения компании, пожалуй, один из самых трудных, затратных, но эффективных.

HR-брендинг – это, прежде всего, формировании имиджа компании как стабильного, заинтересованного в своих сотрудниках работодателя. Формированию данного имиджа могут способствовать все перечисленные выше мероприятии, но не только это. Сюда так же относится и корпоративная культура организации, система мотивации персонала, социальная активность компании (благотворительные акции, поддержка своих сотрудников не только в хорошие моменты жизни, но и при трудностях и т.д.). Престижность HR-бренда гарантирует не только отсутствие недостатка в соискателях на любую позицию, но и лояльность существующего персонала.

Конечно, какие-то методы привлечения персонала требуют крупных финансовых вложений (Graduate Recruitment Programs, HR-брендинг), другие не влекут за собой практически никаких дополнительных затрат для организации, но здесь возникает вопрос, а стоит ли экономить на привлечении персонала. Скорее всего, ответ будет положительным, если мы говорим о небольшой организации, основной целью которой является выжить в жесткой конкурентной борьбе. Но если речь идет о крупной организации, которая не живет только сегодняшним днем, то, несомненно, ей следует уделять достаточно временных и финансовых ресурсов на привлечение лучших из лучших.

Какой же метод привлечения сотрудников, в данном случае, будет наиболее эффективным? Да, можно тратить огромные суммы на различные GRP, создать программы стажировок, и это принесет свои результаты, но если говорить о получении максимального эффекта, то необходимо уделять огромное внимание HR-бренду организации. HR-бренд – это комплекс всех методов и инструментов привлечения и работы с персоналом, это понятие объединяет, систематизирует все методы, которые доступны данной организации. HR-бренд дает организации самое главное – мотивированного соискателя, который знает ответ на вопрос: «Почему я хочу работать именно в этой компании?».

Рассмотрим результаты других исследований. Например, исследование, проведенное в городе Екатеринбурге. Специальных методик по привлечению выпускников на работу компании не используют. По итогам исследования 47,5% компаний применяют традиционные методы привлечения – подача объявлений в СМИ (как печатные, так и электронные) и сотрудничество с вузами (67% опрошенных сотрудничают с вузами). Во многих компаниях (в основном это транспортные компании) руководство одновременно работает в вузах или участвует в государственных экзаменах. С кадровыми агентствами в привлечении выпускников сотрудничает всего 3% опрошенных. Желали бы сотрудничать с партнером по привлечению выпускников – 31%. Но зачастую препятствием служит недостаток денежных средств компании.

По результатам исследования рынка Graduate Recruitment в 2008/2009 году, проведенного компанией Graduate , активность работодателей и объем используемой рекламы существенно снизились. Сокращение издержек на продвижение компании на рынке труда студентов и выпускников обусловило отказ от решения задач по развитию бренда работодателя, так как имиджевые мероприятия, как правило, дорогостоящие и имеют отложенный эффект. При отборе молодых специалистов работодатели стали чаще использовать очные инструменты отбора, которые позволяют с большей долей достоверности оценить не только профессиональные, но и поведенческие компетенции студентов и выпускников. Развитием бренда привлекательного работодателя в основном занимаются те компании, которые регулярно привлекают студентов и выпускников и преследуют долгосрочные цели в работе с молодыми специалистами. Для развития имиджа компании достаточно активно взаимодействуют с вузами: проводят лекции и организуют стажировки для студентов целевых факультетов и кафедр.

Таким образом, на современном этапе развития рынка труда молодых специалистов можно выделить следующие факторы, учитывая которые выпускнику будет легче впервые выйти на посткризисный рынок труда:

  • потенциальная возможность крупных российских и международных компаний использовать большой спектр инструментов привлечения наиболее конкурентоспособных выпускников; принимая участие в той или иной инициативе компании в вузе, выпускник должен понимать четко цели своего участия, а также должен понимать, что от него требуют «сильных и лучших качеств» по сравнению с другими;
  • тот или иной набор инструментов по привлечению выпускников является индикатором репутации компании как эффективного работодателя; если компания реализует дорогостоящие программы набора выпускников, это может означать уверенность компании в успешности своих будущих финансовых стратегий и стратегий управления человеческими ресурсами;
  • интенсивность участия в различных инициативах компаний по привлечению выпускников формирует важную компетенцию молодого специалиста «Умение гибко и эффективно находить работу по специальности».

Проект развития общеобразовательной организации

Привлечение и поддержка молодых специалистов

в МКОУ Лукошинской средней общеобразовательной школе

Купинского района

Цыганкова Галина Павловна,

Директор МКОУ Лукошинской

СОШ Купинского района

2016 год

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Постановка проблемы
  4. Цель проекта
  5. Направления
  6. Механизм реализации
  7. Сроки и этапы реализации
  8. Источники финансирование реализации
  9. Прогнозируемые результаты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Привлечение и поддержка молодых специалистов в МКОУ Лукошинской средней общеобразовательной школе Купинского района

Основные разработчики проекта

Директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Лукошинской средней общеобразовательной школы Купинского района.

Основные исполнители проекта

Администрация, педагоги и молодые специалисты муниципального общеобразовательного учреждения; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; образовательные организации высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, администрация Купинского района и области.

Цель проекта

Создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения села (школа, детский сад).

Задачи проекта

  • получить поддержку органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путём установления партнерских связей (выделения жилья);
  • создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных учреждениях, путём взаимодействия с органами управления образования (достойная заработная плата, социальные льготы);

Срок реализации проекта

3 года 2016 – 2018 гг.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Создание условий для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в сельской школе и детском саду;
  • Увеличение доли молодых специалистов в образовательных учреждениях села;
  • Усиление чувства уверенности и профессиональной защиты молодых педагогических работников.

Актуальность проекта

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашёл себе более престижной работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Таким образом, молодых специалистов в муниципальных образовательных учреждениях нет, следовательно, в сфере образования наступил кризис. Чтобы решить эту проблему необходимо создавать условия, способствующие привлечению молодых специалистов.

Целью данного проекта является создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения села.

Задачи данного проекта следующие:

  • изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе образования;
  • разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения села;
  • получить поддержку органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путем установления партнерских связей;
  • создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных учреждениях, путем взаимодействия с органами управления образования;
  • создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов.

Постановка проблемы

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Но исходя из анализа методической работы педагогов, наряду с положительными моментами, выявляются следующие проблемы:

1) Отсутствие молодых учителей в школе, общее снижение количества педагогов в возрасте до 30 лет и увеличение преподавателей пенсионного возраста;

2) Нежелание молодых специалистов работать в сфере образования, отсутствие престижности профессии «Учитель».

3) Психологическое выгорание учителя.

4) Не востребованность опыта учителей старшего поколения.

МКОУ Лукошинская средняя общеобразовательная школа Купинского района не исключение. Старение и отсутствие педагогических кадров для нашей школы является серьезной проблемой. Средний возраст учителей нашей школы 43 года. Не хватает учителей начальных классов, физики, биологии, истории, химии.

Педагогические университеты по всей стране ежегодно выпускают несколько тысяч молодых учителей, но для большинства из них знакомство со школой закончилось студенческой практикой. В городские учебные заведения в последние годы идут работать единицы, немногие выпускники – уезжают в сёла на родину. Остальные, получив диплом, идут куда угодно – в менеджеры, официанты, продавцы, но только не в учителя. В сёлах их готовы с руками и ногами оторвать, но там нет жилищных условий, зарплата ещё меньше, чем в городе.

Даже если молодой специалист решает идти работать в школу, это совсем не означает, что он является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальным этапом которого является период адаптации - "вживания" в профессию. А между тем, молодой учитель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами (иногда с большой часовой нагрузкой), потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода.

Работа педагога легкой не назовёшь, но когда у педагога гарантированно есть достойная зарплата, социальные льготы, общественное уважение и поддержка, желание заниматься и вкладывать себя в профессию многократно возрастает. И чтобы сейчас ни говорили о модернизации, без квалифицированных кадров она не будет иметь результатов. Мультимедийное оборудование, компьютерные курсы, новейшие программы – это, безусловно, необходимо. Но без людей, отдающих свои знания и свое сердце детям, без учителей с большой буквы, - все это может оставаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями.

Цель проекта

Цель проекта - привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, создание комфортных психологических условий для учителя.

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять целостную и системную работу по формированию профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов, а также профессиональной направленности студентов и молодых специалистов. Оказать материальную и профессиональную поддержку молодым специалистам. Образовательные учреждения, органы управления образования, администрация Купинского района, местного самоуправления и области должны работать в одной команде (Рис. 1 Дерево целей).

Рис. 1 Дерево целей

Проект ориентирован на следующие группы:

  1. Обучающихся 9-11 классов;
  2. Абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений;
  3. Студентов 3-4 курсов;
  4. Выпускников высших и средне-специальных учебных заведений;
  5. Молодых специалистов.

Меры, направленные на мотивацию обучающихся 9-11 классов

Готовность к педагогическому самообразованию будет продуктивно развиваться у будущего учителя только в том случае, если будет начинаться на этапе допрофессиональной подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориентационной работы на педагогическую профессию. Т. Дербишалиев определяет педагогическую профориентацию как «систему учебно-воспитательной работы, направленную на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии «учитель». Ромашкова Е. И. в своей работе пользуется определением педагогической профориентации «как процесса управления мотивами выбора учительской профессии». Система работы по профориентации на профессию «учитель» должна складываться из следующих направлений:

Знакомство учащихся с педагогической профессией («Дни открытых дверей в педагогических университетах», просмотры фильмов, открытые встречи с преподавателя и студентами педагогических ВУЗов и СУЗов, посещение лекционных занятий с лучшими преподавателями ВУЗа, совместное посещение школьниками студенческих праздников, концертов, конференций, круглых столов , педагогически кружки, введение внеурочной деятельности старшеклассниками);

Формирование у старшеклассников профессиональных интересов, включая в педагогическую деятельность в учебное и внеурочное время («Дни самоуправления», создание «Музея педагогической славы», проведение научного исследования на базе вузовских лабораторий и презентация результатов работы на студенческих научных конференциях значительно увеличивает интерес старшеклассника к ВУЗу);

Воспитание уважения к профессии педагога, поддерживая и создавая школьные традиции передачи и накопления опыта – «Встречи трех поколений», встречи с педагогами и будущими педагогами, совместные с педагогами-профессионалами, тематические круглые столы;

Выявление качеств, необходимых для успешного освоения педагогической профессии, консультации по выбору педагогической профессии;

Мотивировать обучающегося на профессию деятельного учителя, как высокооплачиваемую профессию (президент России Владимир Путин в ходе "прямой линии" с гражданами РФ напомнил, что поставлена задача - во всех регионах РФ довести уровень зарплаты учителей до средней по экономике региона);

Организация целевого направления в ВУЗы педагогического профиля выпускников образовательных учреждений города с оплатой стипендии ежемесячно студентам, принятым по целевому набору и заключившим договора о трудовой деятельности с направляющей стороной сроком на 3 года.

Меры, направленные на мотивацию абитуриентов

По привлечению к педагогической деятельности

Профессиональное самоопределение абитуриента (выпускника средней школы), проявляющееся в устойчивом выборе профессии и связанной с ней системы жизненных ценностей, трансформируется в активно-субъектную позицию, направленную на овладение профессиональной компетентностью (студенческий период). Профессиональная социализация абитуриента может быть реализована только при наличии специальной преемственной системы профориентации будущего специалиста на всех ступенях непрерывного образования. Стойкий профессиональный интерес у студентов появится, только если в ходе учебно-исследовательской и проектно-творческой деятельности студент будет включаться в деятельность, обеспечивающую проявление и развитие его профессиональной позиции.

Введение в теоретический курс;

Применение «азов» педагогической профессии на практике, (введение активной педагогической практики с первого курса; увеличение количества часов практических занятий и работы в школах; появление в ряде школ отдельной должности по работе и занятиям с практикантами; проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года», победителей приоритетного национального проекта «Образование»);

Формирование мотивации для последующего осознанного выбора специальности при продолжении образования (профконсультации, профкружки).

Меры, направленные на мотивацию студентов 3-4 курсов и выпускников ВУЗов и ССУЗов по привлечению к педагогической деятельности

Выпускники педагогических ВУЗов и ССУЗов являются одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда. Работодатели рассматривают в целом молодого выпускника ВУЗа как источник активности, динамичности и современных знаний для учебных заведений, с одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной ответственности с повышенными амбициями, отсутствием опыта работы и стабильности. Поэтому работа с будущими специалистами должна вестись совместно общеобразовательными учреждениями города через:

Установление связей с отделами трудоустройства выпускников;

Организацию и проведение цикла встреч со студентами, предоставление им качественной информации об образовательном учреждении;

Проведение Дней открытых дверей в школах для студентов;

Предоставление возможностей для проведения совместных исследовательских проектов (студенты выступают в качестве руководителей исследований обучающихся; обучающиеся выполняют исследования для дипломного проекта);

Проведение конкурсов для студентов на приз директора лицея, «Лучшее внеклассное мероприятие», «Лучший урок»;

Ознакомление с опытом работы зарубежных педагогов с помощью интернет технологий.

Меры, направленные на мотивацию молодых специалистов

По привлечению к педагогической деятельности, реализуемые

В образовательном учреждении и районном отделе образования.

Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике, в течение всех последующих лет работы в образовательном учреждении. Именно впервые годы работы интенсивно формируются те качества, которые в будущем определят степень мастерства учителя.

Чтобы стать преобразователем, творцом, учителю необходимо овладевать закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать их, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса молодой специалист сможет только через целостную систему адаптации в педагогическом коллективе.

Первый год работы молодого специалиста напоминает ежедневный экзамен, испытание, которое учитель держит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Молодому специалисту без профессиональной поддержки опытных педагогов тяжело работать в школе. Поэтому молодому выпускнику адаптироваться в максимально короткие сроки в новых для него условиях практической деятельности поможет педагог-наставник. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию. Наставничество должно оплачиваться отдельно и за хорошую заработную плату, педагог может уже совсем не преподавать, быть на пенсии, и заниматься только наставничеством. После такой плодотворной работы наставника и молодого специалиста в течение одного года, молодые учителя станут настоящими «асами» своего дела.

Следующим этапом реализация проекта должна предполагать особые условия для молодых педагогов в институте повышения квалификации работников образования - здесь для учителей со стажем не больше трех лет должны проводиться специальные форумы и конкурсы, для того, чтобы молодой специалист мог креативно себя представить. Это могут быть конкурсы открытых уроков, мероприятий, проводимых как в городе, так и в области (например, проведение недели молодых специалистов, слётов). Также необходимо проведение семинаров, бесед, круглых столов, которые направлены на решение возможных проблем, получения новых знаний, обмена опытом и реализации совместных проектов. Данные проекты могут раскрывать формулу успеха молодых педагогов в совместной работе с администрацией образовательного учреждения, коллегами, родителями и детьми.

Меры, направленные на мотивацию молодых специалистов по привлечению к педагогической деятельности, реализуемые органами власти района и области

Решение финансовых и жилищных проблем педагога находятся в компетенции органов власти и являются целью многих образовательных реформ.

На данный момент материальная поддержка молодых специалистов в сфере образования Купинского района не осуществляется. Она должна осуществляться по трем направлениям:

1. Денежные выплаты:

Ежемесячные надбавки к тарифной ставке молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях;

Единовременные денежные выплаты молодым специалистам, поступившим на работу в муниципальные образовательные учреждения;

2. Обеспечение жильем:

Предоставление целевого займа на приобретение первичного жилья молодым учителям сроком на 20 лет под 0% годовых.

На мой взгляд, дополнительно к данным программам должны осуществляться следующие пункты:

1) обеспечение служебным жильем (в течение определенного времени, предположим, в течение 3-ех или 5-и лет - это жилое помещение должно относиться к разряду служебных, для того, чтобы специалист, приватизировав жилье, не покинул место работы);

2) обеспечение выплат молодому учителю в компенсации расходов на оплату коммунальных услуг;

3) предоставление целевого займа на приобретение вторичного жилья молодым учителям сроком на 25 лет под 0% годовых.

3. Одним из важных аспектов является организация целевого направления в ВУЗы педагогического профиля выпускников ОУ города с оплатой стипендии ежемесячно студентам, принятым по целевому набору и заключившим договора о трудовой деятельности с направляющей стороной сроком на 3 года.

Источники финансирования

Я понимаю, что эти меры потребуют дополнительного финансирования из областного и местного бюджета, но экономический эффект от привлечения в образование молодежи вполне может компенсировать эти затраты, так как модернизация школы позволит повышать качества образования и экономика области получит подготовленные кадры.

Любой проект «живёт» при финансовой поддержке. В школе создан механизм стимулирования методической деятельности учителя из стимулирующего фонда заработной платы. Так ежемесячные выплаты предусмотрены руководителям проблемных групп, ШМО, педагогических мастерских. Ежеквартально учителя получает оплату за активную методическую работу, особые достижения, высокие результаты.

Одна из задач директора – думать о будущем школы. А это прежде всего связано с учительскими кадрами. Кадры являются основой любой школы. Школа живет и функционирует только потому, что в ней есть учителя. Они создают ее продукт, формируют культуру школы, ее внутренний климат, от них зависит социальная миссия школы. Для решения данной проблемы 6 лет назад наша школа вступила одной из первых в программу мобильный учитель. Для работы в нашей школе я привлекаю опытных учителей с высшей и первой квалификационной категорией из других школ Купинского района (учитель химии и биологии, истории, ОБЖ). Тесно сотрудничаем с Куйбышевским филиалом НГПУ, студенты во время практики работают учителями, учебный материал преподается блоками в течение трех четвертей, но приехать на работу в качестве учителя останавливает отсутствия жилья в селе. Для решения данной проблемы, в результате долгих переговоров, заключили договор с директором ЗАО «Лукошино» о выделении одной квартиры для учителей в новом учебном году. Из-за отсутствия скоростного интернета в селе и школе невозможно привлечь преподавателей ВУЗов и ССУЗов для проведения уроков в режиме онлайн.

Управление и кадры

Управляющий совет

Администрация

Социально – психологическая служба

«Наставник»

Налаживание связей с ВУЗами и центром занятости, сотрудничество со СМИ, создание имиджа школы и профессии «Учитель», поиск спонсоров.

Привлечение специалистов для проведения психологических занятий, работа с городским профсоюзным комитетом, создание правовой защиты учителей посредством привлечения юристов.

Создание консультационной службы «Наставник», привлечение учителей- пенсионеров для проведения мастер-классов, оказание методической помощи.

Механизм реализации:

  1. Налаживание связей с ВУЗами для выявления перспективных выпускников и в дальнейшем для привлечения их к работе в школу.
  2. Работа с центром занятости для создания базы данных вакансий.
  3. Сотрудничество со СМИ с целью создания положительного имиджа школ и профессии «Учитель».
  4. Поиск спонсоров для привлечения материальных и финансовых средств.
  5. Создание психолого-педагогической службы для привлечения специалистов с целью проведения диагностических исследований, проведения тренингов с учителями, консультаций психологов и юристов, создания групп учителей по интересам.
  6. Привлечение учителей – пенсионеров в консультационную службу «Наставник».
  7. Проведение ими мастер-классов, оказание методической помощи.

Прогнозируемые результаты:

  1. Приток молодых специалистов в школы города.
  2. Повышение престижности профессии «Учитель»
  3. Улучшение качества работы учителя за счет внутреннего психологического комфорта.
  4. Улучшение психологического состояния учителей-пенсионеров за счет

Востребованности педагогической общественностью их опыта и знаний.

Сроки и этапы реализации проекта

2016

2017-2018

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Мониторинг потребности в педагогических кадрах муниципальных общеобразовательных учреждениях района

Изучение состояния проблемы.

Изучение мнений выпускников школ, ВУЗов, ССУЗов и молодых специалистов о работе в учебных заведениях города.

Формирование команды проекта.

Постановка целей проекта, разработка проектной документации.

Привлечение старшеклассников к помощи в организации внеурочной деятельности.

Организация «Дня самоуправления».

Участие в «Дня открытых дверей» в ВУЗы и ССУЗы г. Новосибирска для обучающихся школы.

Организация «Дня открытых дверей» для студентов ВУЗов и ССУЗов в школе.

Проведение круглых столов, бесед со студентами.

Организация практики для студентов в школе и детском саду.

Проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года» и молодых специалистов для студентов.

Проведение «Недели молодых специалистов.

Проведение бесед, круглых столов с молодыми специалистами.

Разработка web-страницы молодых специалистов, разработка форумов для обмена информации между молодыми специалистами.

Анализ притока молодых специалистов в образовательные учреждения района.

Анализ поступления выпускников 11 классов на педагогические факультеты ВУЗов и ССУЗов

Специалисты управления образования

Администрация учебных заведений

Педагоги учебных заведений

Педагоги-психологи

Молодые специалисты

Администрация района

Научные общества ВУЗов

План работы с педагогическим персоналом

п/п

Сроки

Ответственные

Диагностика педагогических затруднений в деятельности учителей, воспитателей,

классных руководителей

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Закрепление наставников за прибывшими в школу молодыми специалистами

Сентябрь

Директор школы

Работа методических объединений:

Учителей начальных классов;

Учителей русского языка и литературы;

Учителей математики, физики и

информатики;

Учителей химии и биологии;

Учителей истории и обществоведения;

Учителей технологии;

Учителей географии;

Учителей физкультуры и ОБЖ;

Учителей эстетического цикла;

Воспитателей групп продленного дня;

Классных руководителей

В течение года

Председатели

методических

объединений

Смотр учебных кабинетов

Февраль

Зам. директора по ВР

Методический конкурс «Я иду на урок »

Январь-август

Зам. директора по УВР

Конкурс «Учитель года»

Февраль

Зам. директора по УВР

Работа учителей по индивидуальной

тематике

В течение года

Пред. предметных

объединений

Творческие отчеты педагогов над темой

самообразования (по отдельному плану)

В течение года

Зам. директора по УВР

Подведение итогов работы школы по

методической проблеме «Воспитание

субъектной активности учащихся»

Апрель

Зам. директора по ВР

Освещение опыта педагогов на страницах

районной и городской газет

В течение года

Директор школы

Конкурс педагогических находок

Апрель

Зам. директора по ВР

Методическая выставка по итогам

учебного года «Педагогическая копилка»

Май

Зам. директора по УВР

Конкурс «Самый классный «классный»

Апрель

Зам. директора по ВР

Проведение обзоров психолого-

педагогической и специальной

литературы

Ежеквартально

Библиотекарь

Панорама методических идей

Февраль - март

Зам. директора по УВР

Творческие отчеты учителей,

проходящих аттестацию в 2009-2010

учебном году (по отдельному графику)

В течение года

Зам. директора по УВР

Тренинг межличностного общения для

педагогов

Один раз в четверть

Психолог

Семинар по вопросам педагогической

психологии и психодиагностики

Один раз в месяц

Психолог

План

Работы школы молодого педагога

Цель: Планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога.

Задачи:

Ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых

специалистов в школах города;

Установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми

специалистами и опытными педагогами;

Приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

Удовлетворение потребности молодых учителей в непрерывном образовании и

оказание им помощи в преодолении различных затруднений;

Помощь молодым учителям во внедрении современных подходов и передовых

педагогических технологий в образовательный процесс;

Организация и проведение научно-методической работы по проблемам

современного образования, проведение различного уровня методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых учителей.

п/п

Тема занятий

Срок

Ответственные

Первый год обучения.

Тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»

1.Презентация программы школы молодого учителя.

2.Знакомство с локальными актами школы.

3.Микроисследования «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы», «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации; принципы, побудившие учителей к повышению квалификации».

4.Методические консультации.

5.Анкетирование молодых учителей

Сентябрь

Директор школы

1.Требования к плану воспитательной работы.

Методы познания личности.

2.Методические разработки: план характеристика класса; тематика родительских собраний; беседа с родителями, стиль взаимоотношений в семье и личность ребенка.

3.Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень

воспитанности школьников».

4.Документация классного руководителя

Октябрь

Зам. директора по ВР

1.Совершенствование аналитической культуры

учителя как основа повышения корректирующего влияния на образовательный процесс.

2.Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы иформы уроков.

3.Практикум: самоанализ урока.

4.Дискуссия «Факторы, влияющие на качество

преподавания»

Ноябрь

Зам. директора по УВР

1.Проблемы активизации учебно-познавательной - деятельности учащихся.

2.Методические разработки: способы организации работы учащихся с учебником, текстом; виды лекций

Декабрь

Зам. директора по УВР

1.Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

2.Методические разработки: как помочь учащимся подготовиться к экзаменам; как готовиться к устным выступлениям; формы контроля знаний.

3.Дискуссия: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее»

Февраль

Зам. директора по УВР

1.Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».

2.Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития»

Апрель

Директор школы

Второй год обучения.

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

1.Развитие творческих способностей учащихся.

2.Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».

3.Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся

Сентябрь

Зам. директора по УВР

1.Интеграция – один из путей развития

познавательного интереса учащихся.

2.Самообразование учащихся

Октябрь

Зам. директора по УВР

1.Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий.

2.Программа развития школы

Ноябрь

Зам. директора по УВР

1.Основы теории развивающего обучения.

2.Сравнение традиционного и развивающего

обучения.

3.Культура педагогического общения

Декабрь

Зам. директора по УВР

1.Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования.

2.Деятельность учителя на уроке с личностно

ориентированной направленностью

Февраль

Зам. директора по УВР

1.Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования.

2.Работа с неуспевающими учащимися

Март

Зам. директора по УВР

1.Микроисследование «Какой должна быть работа с молодыми учителями».

2.Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»

Апрель

Зам. директора по УВР

Третий год обучения.

Тема «Выбор индивидуальной линии»

1.Культура педагогического общения.

2.Микроисследование «Выявление тенденций к стилям педагогического общения»

Сентябрь

Психолог

1.Семантический дифференциал.

2.Шкала самооценки личности

Октябрь

Психолог

1.Пять моделей возможной обученности человека.

2.Дискуссия «Отметка и оценка – одно и тоже?».

3.Основные качества устного ответа, подлежащие оценке

Ноябрь

Зам. директора по УВР

1.Домашнее задание: как, сколько, когда.

2.Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся

Декабрь

Зам. директора по УВР

1.Введение в активные методы обучения

(превращение модели в игру, имитационные игры).

2.Внеклассная работа по предмету

Февраль

Зам. директора по ВР

1.Навыки коммуникации и общения в современном образовании.

2.Имидж современного учителя

Март

Психолог

1.Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.

2.Дискуссия «Почему школьники редко переживают на уроке чувство успеха?»

Апрель

Зам. директора по ВР

Творческий отчет молодых учителей

Май

Директор

По моему мнению, разработка и реализация данной программы позволит не только привлечь в школы молодых специалистов, но и даст им ту необходимую уверенность в завтрашнем дне, покажет заинтересованность государства в их труде и позволит российскому образованию действительно стать современным и инновационным.


Здравка Деметра Бубало,
вице-президент HR-департамента MOL Group

Компании постоянно испытывают трудности при выборе сотрудников. В частности, это касается притока «свежей крови» – выпускников вузов. Так как многие студенты начинают планирование своей карьеры сразу после поступления в университет, компании, заботящиеся о своем развитии, должны найти способ привлечь молодые таланты. Поэтому главной стратегической целью развития любой компании должен стать не простой отбор выпускников вузов, а повышение привлекательности соответствующих образовательных дисциплин.

В работе нашей компании, связанной с нефтегазовой отраслью, сказывается недостаток кандидатов, специализирующихся в естествознании и технике. Мы нашли следующее решение. В целях защиты своих стратегических целей мы отреагировали на нехватку молодых талантов на мировом рынке разработкой специальной корпоративной стратегии с различными международными программами по трудоустройству, направленной на привлечение студентов, выпускников и молодых специалистов путем демонстрирования им нашей заинтересованности в них.

Для привлечения молодых талантов на ранних стадиях их обучения мы тесно сотрудничаем со средними школами и университетами в целях повышения интереса к естественным наукам. В России, например, в 2014 году мы начинали с работы с двумя вузами (МГУ и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) – сейчас сотрудничество расширилось. Тогда нашим конкурсом заинтересовалось более сотни студентов. Мы предложили ребятам поучаствовать в виртуальной бизнес-игре, где они решали кейсы, основанные на реальных промышленных и стратегических задачах в сфере разведки и добычи. Такое количество желающих и успех нескольких команд, дошедших до финала (114 человек), способствовали расширению списка вузов, и в 2015 году мы пригласили к участию все учебные заведения, которые готовят студентов соответствующей специальности (боле 140 российских студентов зарегистрировались на конкурс).

Как воспитывать таланты?

Сегодня мы вышли на уровень, когда ежегодно принимаем на работу около 180 молодых сотрудников, которые успешно работают и достигают карьерного роста, благодаря своей подготовке. Чтобы получить такие результаты во всех странах, в своей работе мы применяли несколько способов привлечения аудитории. Обращаем внимание читателей, что каждый из них, конечно же, можно использовать отдельно, но только в комплексе они дают максимальный результат.

Мы разработали программы для учащихся средних школ и преподавателей естественных наук. Эти программы предусматривают:

1. Спонсирование студенческих ассоциаций и мероприятий (связанных с естественными науками);

2. Премирование лучших учителей;

3. Участие HR-департамента в ярмарках вакансий и образования (рассказываем студентам и абитуриентам о том, как правильно подготовить резюме, вести себя на собеседованиях и пр.);

4. Регулярные презентации по управлению бизнесом и HR на студенческих конференциях;

Как искать таланты среди выпускников?

Как я уже писала ранее, мы создали программы, которые дают возможность студентам, выпускникам и молодым специалистам показать себя в нефтяной и газовой промышленности, чтобы впоследствии предложить им возможность начать свою международную карьеру в компании. Все программы одинаково направлены на вовлечение молодого поколения в естественные науки и способствуют привлекательности многогранной нефтяной и газовой промышленности. За последние восемь лет в программах компании приняли участие более 15 000 студентов более 200 самых престижных университетов из 76 стран по всему миру.

Почему это работает? Если взглянуть на статистику таких программ компании, то становится понятно, что молодежь положительно реагирует, когда компания не ждет случайных молодых соискателей на собеседовании через год или больше, а сама изъявляет желание познакомиться с каждым талантом. Тем более, если у программ удобный формат, позволяющий принять участие в конкурсах «в два клика».

Этап 1: Поиск талантов

В качестве инструмента конкурсного отбора талантов мы выбрали онлайн-соревнование, в котором могут принять участие студенты со всего мира. Участники создают команды из трех человек и соревнуются в специально созданной онлайн-игре по моделированию реальных ситуаций. Например, анализ проведенной разведки и принятие решения о месте добычи и необходимых для применения технологиях.

Этап 2. Отбор лучших

Самые успешные участники получают возможность продолжить свое образования по специально разработанной для них образовательной программе. Это позволяет нам самим формировать управленческие и технические навыки наших будущих сотрудников.

Таким образом, с 2007 года мы привлекли 1 570 молодых талантов, 83% которых в итоге остались работать в компании. Выпускники и молодые специалисты проходят эту программу за один год, в течение которого они получают бизнес-образование, которое выходит за рамки соответствующих профессиональных задач, подготавливая специалистов, готовых справиться с любой реальной проблемой в отрасли. В 2015 году мы планируем закрыть еще 200 вакантных мест по этой программе.

Также в 2014 году мы также начали поиск талантов в области геофизики. Конкурс собрал 972 команды, каждая из которых состояла из трех участников. В конкурсе участвовали 27 университетов в 14 странах, начиная от Великобритании и Центральной Европы, заканчивая Ближним Востоком. Лучшим студентам было предложено присоединиться к работе в компании, а тем, у кого впереди еще несколько лет обучения в вузах, мы предоставили специальные стипендии, возможность участвовать в программах дополнительного образования и летних стажировках.

Пять правил успешного найма

На протяжении восьмилетнего опыта работы с молодыми соискателями, мы выделили для себя несколько обязательных правил, ведущих к успеху кампании по набору молодых сотрудников. Вот самые основные из них:

1. Определите свою целевую группу, войдите с ней в диалог и изучите ее ожидания (хотя бы в формате блиц-опросов).

2. Всегда согласовывайте свои программы со стратегией и долгосрочными целями компании. Они, естественно, не всегда совпадают.

3. Продумайте каналы коммуникации с молодыми талантами на ранней стадии. Например, можно ориентироваться на учащихся средних школ, можно делать ставку на абитуриентов и первокурсников, которым вы покажете, что им есть куда стремиться, что они будут востребованы . Есть способ вовлекать преподавателей в поддержку инициатив будущих талантов.

4. Выберите, чем можно «щегольнуть» перед молодежью, чтобы выделяться на фоне других компаний (постоянное разностороннее развитие, быстрый карьерный рост и т.д.).

5. Постройте свою «экосистему» (например, используя социальные сети для коммуникации с сотрудниками и участниками ваших программ), которая покажет вас «настоящими» и готовыми к общению.

Привлечение и отбор молодежи в компанию – долгий и кропотливый процесс. Здесь важно не просто говорить о преимуществах, но и показывать их наглядно. Однако нельзя забывать, что залог успеха в том, что все приемы по привлечению молодых талантов в компанию должны быть реализованы в рамках вашей корпоративной культуры и никак иначе.

А как вы привлекаете молодежь?

Елена Романова, старший консультант департамента « Executive Search & Management Selection для рынка финансовых услуг» агентства «Контакт»

С этой проблемой сталкиваются не только представители банковского сегмента, но и весь рынок в целом. В связи с этим задача поиска наиболее эффективных инструментов привлечения и отбора молодых специалистов является очень актуальной.

Зачем банки привлекают молодых специалистов?

Перед любой компанией стоит вопрос: взять на работу молодого специалиста, еще не имеющего опыта работы, или привлечь опытного кандидата с рынка?

Переманивая опытного кандидата, банки не только несут повышенные финансовые затраты, но и сталкиваются с проблемой повышения лояльности такого сотрудника к новому работодателю, так как ему есть с чем сравнить.

Неопытных же специалистов можно воспитать «под себя», обучить навыкам, которые необходимы для работы в конкретном банке, и привить соответствующий корпоративный дух. Так, банки инвестируют в свое будущее с минимальными затратами и уже через несколько лет получают лояльных сотрудников, чьими отличительными чертами являются активность, инициативность и вовлеченность в бизнес.

Есть еще, как минимум, две проблемы, которые побуждают банки привлекать молодых специалистов - это снижение расходов на персонал и демографический спад.

На что можно рассчитывать молодым специалистам в банке?

Мы изучили политику ведущих банков по привлечению молодых специалистов и возможность карьерного развития в рамках банка.

По результатам исследования только 48 банков из рейтинга топ-100 готовы брать на работу молодых специалистов без опыта работы. При этом только 18 из них готовы рассматривать их на позиции не только в call-center или в качестве менеджеров по продажам (front line), но и в другие бизнес-подразделения (заметим, что в 30% случаев - это отдел персонала). При этом, привлекая молодых на работу во front line, только 11 банков готовы предложить им карьерный рост.

Каковы проблемы привлечения молодых специалистов в банке?

Если 20 лет назад каждый второй мечтал о работе в банке из-за престижности этой сферы и высоких заработных плат, то сейчас ситуация кардинальным образом поменялась.

«Агентство Контакт» недавно провело опрос студентов ведущих вузов Москвы на предмет заинтересованности работы в банке. Результаты довольно ясно показали текущую ситуацию на рынке:

36% - не хотят работать в банке, потому что данная деятельность им не интересна;

9% - не хотят работать в банке, так как ничего не знает про банковскую деятельность;

38% - хотят работать в банке, но пока ничего не знают про банковскую деятельность;

13% - знают про банковскую деятельность и хотят работать в банке;

4% - уже работают в банке.

Таким образом, мы можем выделить несколько основных проблем привлечения молодых специалистов в банковскую сферу: низкий уровень информированности о работе в банке, отсутствие программ профессиональных стажировок и возможностей карьерного развития (или они не пропагандируются). На текущий момент сотрудник, приходя на работу во front line, зачастую не имеет представления о своем карьерном росте или возможности перехода в другие бизнес-подразделения банка.

Кто они - эти молодые специалисты?

Рассмотрим нашу фокус-группу через призму поколений. Современная молодежь относится к поколению Y, рожденных в период с 1983 по 2003 год. Данное поколение характеризуется, в первую очередь, тем, что они ориентированы на быстрый результат. Кроме того, они стремятся к неформальному стилю, причем это проявляется абсолютно во всем: в общении, в свободном стиле одежды и гибком графике работы и т.д. Представители поколения Y ищут самовыражения и стремятся иметь престижную работу, они очень любят работать в рамках каких-либо глобальных идей. Это поколение придерживается «философии бренда».

Философия бренда. Борьба за таланты.

20 лет назад банки, если мы говорим о бренде, проигрывали только крупным градообразующим предприятиям, а за последние 10 лет ситуация очень сильно изменилась. Условно можно выделить 4 основные группы конкурентов.

К первой группе отнесем такие компании, как Coca-Cola, Unilever, JTI, BAT и т.д. Эти компании привлекают кандидатов тем, что предлагают различные программы для молодежи, стажировки и, самое главное, карьерный рост.

Во вторую группу выделим крупнейшие «имперские» компании, как, например, Газпром, ТНК, РЖД и т.д. Компании этой группы привлекают своей стабильностью и статусом.

В третью группу выделим такие технологичные компании, как Google, Yandex, Rambler и т.д., которые на текущий момент находятся ближе всего к ценностям поколения Y. Они предоставляют своим сотрудникам гибкий график, свободную форму одежды и дают возможность доступа к социальным сетям, высоким технологиям.

И, наконец, четвертая группа, которая является самым серьезным конкурентом для банковского сегмента - это консалтинг. Компании данной группы предлагают не только прозрачную возможность построения карьерной лестницы «с нуля» в международной компании. Они создают бренд профессии консультанта.

При такой серьезной конкуренции банкам очень сложно побеждать в борьбе за талантливых молодых специалистов. Чтобы победить - надо серьезно отнестись к этому вопросу и пересмотреть стратегию работы с молодыми специалистами.

Как привлечь талантливого специалиста на работу в банк?

Студенты хотят гордиться компанией, в которой они работают, а это значит, что компания должна быть на передовой современных трендов и технологий.

При размещении актуальных вакансий, кроме стандартных методов (сайт компании, hh.ru), нужно использовать и наиболее актуальные для студенческой аудитории интернет-площадки, такие как facebook и ВКонтакте, вести активную деятельность в СМИ, надо добиться того, чтобы о банке говорили, быть на слуху.

Кроме того, можно использовать и другие методы привлечения: олимпиады, кейсы и мастер-классы, куда совсем необязательно приглашать первых лиц крупнейших организаций, достаточно привлекать руководителей среднего звена, которые работают в бизнесе. Можно также работать с поставщиками graduate-услуг, как, например, YounGo, FutureToday, E-Graduate и т.д., которые привлекут правильную аудиторию и проведут асессмент-центр у Вас на глазах, а у Вас будет возможность выбрать лучших. Причем подобные мероприятия лучше всего проводить на креативных «площадках», как, например, дизайн-завод «Флакон» или «Digital October».

Нельзя забывать и о сотрудничестве с ВУЗами. Для справки, на данный момент только 10 банков из топ-100 активно используют этот ресурс. Все банки говорят о том, что на текущий момент молодые специалисты не обладают навыками, которые необходимы для работы в банке, и что им приходится обучать их «с нуля». Чтобы начать исправлять эту ситуацию в лучшую сторону, в ВУЗы надо интегрировать бизнес-ориентированных преподавателей, как минимум.

В идеале, нужно выстроить систему «win-win-win» в цепочке взаимодействия «Банк - ВУЗ - Студент», чтобы каждый из этой цепочки получил результат и выгоду.

Как работать с талантливыми молодыми специалистами?

Одно из самых основных слабых мест банков при работе с молодыми специалистами - это консервативность, которая идет в разрез с ценностями молодежи. Безусловно, сотрудникам банка нельзя предложить гибкий график работы и свободную форму одежды, однако, всегда можно найти способы, как заинтересовать молодежь.

На первом месте, конечно, стоит интерес к работе, именно в Вашем банке - его надо формировать. Но нужно не забывать о главном - возможность самореализации для молодых специалистов: можно назначить их руководителями проекта в рамках отдела, например, небольшой проект в социальных сетях, организация мероприятия и т.д. Не забывайте давать оценку их работе и конструктивно критиковать. Представители этого поколения очень хорошо работают в системе дедлайнов, поэтому если они не укладываются в сроки, то должны нести за это ответственность.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что банки сами должны решить: нужны ли им молодые специалисты или нет, и в каком качестве. Наш же совет один - повышать мотивацию тех сотрудников, у которых уже есть опыт, и дать молодым специалистам возможность карьерного роста внутри банка.

Последние материалы раздела:

Как вкусно сварить мясо свинины
Как вкусно сварить мясо свинины

Ингредиенты: Лавровый лист Перец душистый Перец чёрный горошком Свинина мякоть Как варить свинину в кастрюле пошаговая инструкция с...

Как сделать печеночные блины
Как сделать печеночные блины

Как приготовить блины из говяжьей печени?Блины с начинкой из печениСостав блины: мука - 200 г, молоко или вода - 0,5 л, яйца - 3 шт, сахар - 1 ст....

Марципан что это такое польза и вред
Марципан что это такое польза и вред

Марципан - это кондитерское изделие, которое можно употреблять в оригинальном виде или использовать в качестве ингредиента для приготовления...