Планирование закупок осуществляется исходя из определенных. Планирование и способы закупок на поставку товаров для муниципальных нужд. Сделать все правильно

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2015 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков.

Отличия планов закупок и планов-графиков .
План закупок представляет собой перечень закупок как таковых или, условно говоря, перечень нужд (государственных, муниципальных, бюджетных учреждений), которые должны быть удовлетворены, и информацию о средствах, выделенных для их обеспечения. Именно сама необходимость закупки и предполагаемые объемы финансирования могут стать предметом общественного обсуждения, по итогам которого план закупок и может быть изменен.

План-график же представляет собой перечень мероприятий по реализации плана закупок, содержащий более детальную информацию об условиях осуществления процедур определения контрагентов. При этом планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). А план-график формируется только на финансовый год (ч.ч. 1, 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Содержание плана закупки
(ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ)
Содержание плана-графика
(ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ)
1) идентификационный код закупки;
2) цель осуществления закупки; 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта,
  • количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,
  • планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
  • начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом,
  • обоснование закупки,
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки, а также объем закупаемых товара, работы или услуги; 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки; 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; 5) дата начала закупки;
6) обоснование закупки; 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования); 7) информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении контрагента;
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 Закона N 44-ФЗ. 8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков закупок определены в ч.ч. 3, 5 ст. 17, ч.ч. 4-7 ст. 21 Закона N 44-ФЗ.

Напомним, требования о составлении планов закупок, планов-графиков по новой форме и об обосновании закупок вступают в силу только с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

Белов Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена новеллам законодательного регулирования процесса планирования в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются вопросы, тесно связанные с планированием: обоснование закупок, нормирование закупок, общественное обсуждение закупок. Обращается внимание на необходимость расширения горизонта планирования в рамках формируемой контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система; закупки товаров, работ, услуг; государственные и муниципальные нужды; планирование.

Planning in contract system

Belov Valery Yevgenyevich, Candidate of Law, Associate Professor of Civil and Family Law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article is devoted to novels of legislative regulation of planning process in purchasing system in sphere of goods, works, services procurement for public service. It considers the issues, closely connected to planning: substantiation of procurements, norming of procurements, public hearings of procurements. Attention directed to necessity of extension of planning horizon under forming purchasing system.

Key words: purchasing system; procurement of goods, works, services; state and municipal requirements; planning.

Особое внимание в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о контрактной системе), вступающем в силу с 1 января 2014 г., уделено вопросам планирования. В частности, это нашло отражение в содержании принципа единства контрактной системы в сфере закупок. В ст. 11 рассматриваемого Закона применительно к указанному принципу говорится об обеспечении государственных и муниципальных нужд посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Вопросам планирования закупок посвящена отдельная глава рассматриваемого Закона. Следует отметить, что в ныне действующем Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) <2> лишь вскользь упоминаются рассматриваемые вопросы <3>. В Законе о контрактной системе рассматриваемые вопросы, касающиеся планирования, изложены достаточно развернуто и систематизированно.

<2> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<3> В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании данной нормы издан Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" // Российская газета. 2012. 22 февр.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения заказчиками двух видов документов:

планов закупок, формируемых на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете;

планов-графиков, содержащих перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на очередной финансовый год).

В рассматриваемом Законе отмечается, что планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок. К последним в соответствии с данным Законом, помимо прочего, отнесены достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных:

государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования федерального уровня);

государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования регионального уровня);

муниципальными программами (ст. 13).

Таким образом, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассматриваются в качестве механизма реализации различного уровня среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны.

Статья 17 Закона о контрактной системе посвящена планам закупок. В последних, в частности, должны быть отражены цели осуществления закупки, наименование и объем закупаемых товаров (работ, услуг), обоснование закупки, информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (при необходимости).

Планы закупок могут быть изменены в случаях, установленных Законом, в частности, при изменении целей осуществления закупок либо требований к закупаемым товарам (работам, услугам).

Закон о контрактной системе предполагает, что план закупок должен быть сформирован государственным или муниципальным заказчиком при составлении и рассмотрении проектов соответствующих бюджетов и утвержден в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего заказчика объема его прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение соответствующих обязательств. План закупок бюджетного учреждения должен быть сформирован последним при планировании его финансово-хозяйственной деятельности и утвержден в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. План закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Законом предусмотрено, что Правительством РФ должны быть установлены порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок и порядку размещения таких планов в единой информационной системе <4>. Положения Закона, касающиеся планов закупок, вступают в силу с 1 января 2015 г.

<4> Следует отметить, что Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с данным документом в 2013 - 2015 гг. должны быть разработаны и приняты 53 постановления и распоряжения Правительства РФ, а также 14 ведомственных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, кроме планов закупок на основе последних должны будут составляться планы-графики закупок. В ст. 21 рассматриваемого Закона определено содержание планов-графиков. В них, в частности, должны быть отражены наименование и описание объекта закупки, дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и соответствующее обоснование.

План-график должен быть разработан и утвержден заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности.

В план-график должны быть внесены соответствующие изменения в случае внесения изменений в план закупок, а также в ряде иных случаев, установленных Законом. К последним, в частности, отнесены случаи увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса.

План-график, а также вносимые в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения данного документа.

Положения ст. 21 Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г. Единственным исключением является норма о том, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21). Данные положения вступят в силу с 1 января 2016 г.

Как и в отношении планов закупок, Правительством РФ применительно к закупкам всех уровней должны быть установлены соответствующие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков, а также требования к их форме и порядку размещения в единой информационной системе.

В Законе о контрактной системе отмечается, что особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) <5>.

<5> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

В этой связи следует отметить, что оборонный заказ формируется на основе ряда программных документов. К последним, в частности, относятся военная доктрина; планы строительства и развития Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов; государственная программа вооружения; долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности государства. Детальный порядок формирования государственного оборонного заказа установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей" <6>. В соответствии с утвержденными Правилами проект оборонного заказа разрабатывается в три этапа:

<6> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5310.

  1. разработка предложений по основным показателям оборонного заказа и их составу, оптимизация показателей и их увязка с параметрами перспективного финансового плана страны;
  2. выработка предложений по основным параметрам оборонного заказа - по номенклатуре, объемам продукции (работ, услуг) и прогнозируемым ценам на нее; формирование проекта основных показателей оборонного заказа;
  3. формирование проекта оборонного заказа и представление в Правительство РФ.

С вопросами планирования (формированием планов, планов-графиков закупок) неразрывно связан и ряд других вопросов, нашедших непосредственное отражение в гл. 2 Закона о контрактной системе, посвященной планированию в сфере закупок.

Обоснование закупок. В ст. 18 рассматриваемого Закона отмечается, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, о которых говорилось ранее. При формировании плана закупок должна быть обоснована необходимость закупки того или иного объекта (объектов) с учетом реализуемой цели закупки и требований к закупаемым товару, работе, услуге. При этом должны учитываться предельные цены на соответствующий товар (работу, услугу), а в случае необходимости и нормативные затраты на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Другими словами, речь идет об обосновании того, что закупается и какие денежные средства выделяются на ту или иную закупку. Решение данной задачи является особо актуальной на фоне многочисленных фактов, свидетельствующих о закупках (попытках закупки) заказчиками товаров, необходимость закупки которых либо вообще отсутствует, либо речь идет о необоснованно дорогостоящих автомобилях, мебели и т.п.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и дополнительные требования к участникам закупки.

Закон содержит положение о том, что при проведении мониторинга, аудита или контроля в сфере закупок должна будет проводиться оценка обоснованности закупки, в результате чего закупка может быть признана необоснованной. Последствиями такого признания станет выдача предписаний об устранении нарушений и привлечение к административной ответственности виновных лиц. Порядок обоснования закупок и форма обоснования будут установлены Правительством РФ. Таким образом, от обоснования лишь начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренного в ныне действующем Законе о размещении заказов, должен быть осуществлен переход в том числе к обоснованию самого предмета закупки, т.е. решение вопроса, не только по какой цене закупать, но и что конкретно следует (можно) закупать. Рассматриваемые нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.

С вопросом обоснования закупок неразрывно связан и вопрос нормирования в сфере закупок . В ст. 19 Закона о контрактной системе, посвященной данному вопросу, содержится определение понятия "нормирование". Под последним понимается "установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов". Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются "требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случае должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки.

Правительством РФ должны быть установлены общие правила нормирования, включая общие требования к порядку разработки, принятия, содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на них) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На основании вышеуказанных общих правил соответствующими органами исполнительной власти будут установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Требования по нормированию будут разработаны и для иных заказчиков: казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Акты по нормированию также подлежат размещению в единой информационной системе.

Общественное обсуждение закупок. Рассматриваемый вопрос нашел отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" <7>. В данном акте в части совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок говорится о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб., включая формирование начальной цены контрактов. Фактически речь идет о форме общественного контроля в рассматриваемой сфере: налогоплательщику не должно быть безразлично, на какие цели расходуются соответствующие денежные средства.

<7> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2333.

Письмом Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N АД-П13-4450 <8> предусмотрено общественное обсуждение крупных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить применение с 10 августа 2012 г. в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб. при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений (далее также - порядок общественного обсуждения) <9>.

<8> www.economy.gov.ru
<9> www.economy.gov.ru

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь рекомендовано организовать применение государственными и муниципальными заказчиками с указанной даты в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка.

В ст. 20 Закона о контрактной системе говорится о том, что Правительство РФ должно будет установить случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и порядок такого обсуждения. При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно будет предусмотреть иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок соответственно для региональных и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

Последствием обязательного общественного обсуждения закупок может стать внесение изменений в планы и планы-графики закупок, документацию о закупках. В определенных случаях закупки могут быть вообще отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Положения ст. 20 Закона об обязательном общественном обсуждении закупок должны вступить в силу с 1 января 2016 г. До этого времени будет сохранен ныне действующий порядок общественного обсуждения закупок.

В гл. 2 Закона о контрактной системе также содержатся нормы о начальной (максимальной) цене контракта и цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ст. 22). Определение и обоснование соответствующих цен должны осуществляться заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода. В случае невозможности применения указанных методов заказчик вправе применить иные методы. При этом требуется в обоснование соответствующих цен включить и обоснование невозможности применения вышеуказанных методов. В данной статье выделяются признаки идентичных и однородных товаров (работ, услуг), а также признаки сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок <10> будут разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

<10> В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru) Министерство экономического развития РФ определено в качестве федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 23 Закона о контрактной системе посвящена идентификационному коду закупки и каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок формирования идентификационного кода закупки будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки в установленных законом случаях будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Правительство РФ должно будет установить порядок формирования и ведения в единой информационной системе указанного каталога, а также правила его использования.

Необходимо обратить внимание на сроки планирования в контрактной системе, позволяющие говорить лишь о краткосрочном планировании. В то же время в ряде программных документов отмечается необходимость перехода не только к среднесрочному, но и к долгосрочному планированию (прогнозированию) в рамках формируемой контрактной системы. Так, вопросы, связанные с формированием контрактной системы России (в том числе в части планирования и прогнозирования), были затронуты в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. <11>. В этом программном документе, в частности, говорится о необходимости определения на ближайшие три года прогнозных планов закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний. Согласно рассматриваемому документу в дальнейшем предполагается расширить горизонт прогнозирования до 5 - 7 лет, т.е. речь идет о переходе к среднесрочному планированию (прогнозированию) в рассматриваемой сфере.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р <12> (далее - Стратегия инновационного развития), вопросам формирования контрактной системы посвящен п. 3 разд. VIII "Инновационное государство". В соответствии с данным программным документом предполагается, что контрактная система позволит осуществлять средне- и долгосрочное планирование государственных закупок и информировать предпринимательский сектор о прогнозируемой потребности в инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа. Особо выделено направление, связанное с формированием прогнозов (на 5 - 7 лет) и планов государственных закупок, включающих инновационный компонент.

<12> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Пока же согласно нормам рассматриваемого Закона планирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет носить краткосрочный характер, не выходя за рамки трехлетнего периода.

В заключение необходимо отметить следующее.

Принятие Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является важным этапом в дальнейшем развитии правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, в том числе в части планирования и связанных с ним вопросов обоснования и нормирования закупок, их общественного обсуждения и т.д. В перспективе следует говорить о переходе от краткосрочного к среднесрочному и долгосрочному планированию в рамках формируемой контрактной системы.

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Планирование закупки товаров - один из важнейших этапов деятельности любого современного учреждения, предприятия. Он предназначен для формирования подготовительной документации при необходимости приобретения продукта, заказа работ, услуг. Наиболее актуальная сфера для муниципалов, госкомпаний. Разработано несколько методов планирования, рассматриваемых в рамках специализированных образовательных курсов. Безусловно, теоретические выкладки применимы на практике, область их приложения исключительно широкая. Во многом это обусловлено и требованиями действующего законодательства к обоснованию приобретений муниципалов, госструктур.

Начало без ошибок - залог успеха

В настоящее время практикуется планирование закупок по ФЗ 44. Этим документом на федеральном уровне декларировано, насколько важна процедура составления плана. Требования к составлению проекта приобретений впервые появилось в 2013 г., и с тех пор проще для реализации отдельными учреждениями ситуация точно не стала. Правовые нормативы, актуальные для наших дней, требуют планировать приобретения в строгом соответствии с законами, тщательно документируя каждый шаг, любую операцию.

Организация закупок, составление плана - задачи, которые при неизменности закона в наше время решаются с применением более современных методик. Это позволяет при повышенной экономической эффективности результата придерживаться установленных норм. Система планирования закупок - залог положительного результата всего мероприятия. Потребности важно анализировать, учитывая объемы выделяемых на предприятие средств. Конечно, оптимальный вариант - это выделение финмасс в тех количествах, которые требуются конкретному учреждению для реализации всех запланированных сделок, но бюджетные ограничения редко позволяют воплотить все 100%.

Сделать все правильно

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование закупок на год - самый часто встречающийся вариант. Не будет лишним составление планов и на длительный промежуток времени (пятилетка), но они формируются лишь в общих чертах. Бывают и кратковременные планы (например, на месяц), но такие отражают лишь текущие потребности предприятия. Годовой план - это не просто список необходимого к приобретению, но еще и документ, демонстрирующий перспективы учреждения, его стратегию развития, совершенствования рабочего процесса. Нередко к плану прилагается пояснительная записка, обосновывающая необходимость каждого из перечисленных пунктов. Это позволяет предупредить подозрения в злоупотреблении и доказать нужду в выделении средств.

Основные задачи: разбирая примеры закупки

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки - затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

Одно за другим

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Управление планированием закупок включает организацию общественного обсуждения мероприятия. Особенно актуально это для ряда сделок, для которых в законах оговорена гласность. Есть такие мероприятия, реализовывать которые, не проведя предварительно общественное исследование с оценкой итогов, просто нельзя. В настоящее время для организации такого шага активно используются самые современные средства и способы коммуникации, технические решения, информационные технологии.

Бумажкам нет конца!

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Планирование закупок бюджетников - особенно непростой вопрос. Необходимо ориентироваться на ФЗ, принятый в 2011 под номером 223. Им декларированы возможности составления гибкого плана, охватывающего двенадцатимесячный промежуток. Некоторые закупки обосновывать не нужно. Это касается перечня, подпадающего под нормативы второй части пятнадцатой статьи упомянутого ранее 44-го ФЗ. У бюджетников есть право корректировать планы в соответствии с необходимостью. Нет ограничения по срокам, причинам.

Все по плану

Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.

Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок - оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Колебания спроса

Этот способ планирования закупок актуален, когда интерес потребителя можно описать волновым графиком с повторяющимися элементами. Чтобы добиться сглаживания, необходимо оценить, как велико фактическое потребление продукта за уже истекший временной промежуток, выявить соотношение с заранее для него рассчитанными показателями. На новый период прогноз представляет собой вычисленный для прежнего временного промежутка показатель, к которому прибавляется корректирующая величина - количество товара, умноженное на коэффициент значимости.

Альтернативный вариант

Еще один метода планирования закупок - детерминированный. К такому прибегают, когда известно, за какой срок нужно исполнить поступивший заказ, как много материала для него требуется, в какой срок расходное сырье будет поставлено.

Иногда наиболее применим на практике стохастический подход. Базой для проведения расчетов выступают методы статистики, математики. Применяя специализированные формулы, можно оценить, какая потребность в продукте ожидается, и на основании этого спланировать закупку расходного материала.

Прибегая к накопленному опыту персонала, можно реализовать эвристический подход к планированию закупок.

Всему свое время

Планирование государственных закупок, частных предполагает наличие максимально полной информационной базы относительно производственного процесса и результата его приложения. Необходимо предоставить аналитикам доступ к точным сведениям о движении расходных материалов, комплектующих, запчастей. Должны быть данные обо всех этапах от момента исследования рынка закупок до поступления приобретенного на склад.

Чтобы логистическая закупочная система хорошо работала, нужно знать, что за материалы используются в производственном процессе. Формирование плана закупок предполагает согласованное взаимодействие разных лиц, трудоустроенных на предприятии. Планирование государственных закупок (а в равной степени - в частных компаниях) вынуждает наладить взаимные связи между разными отделами, подразделениями, филиалами юрлица. Только тщательно организованное взаимодействие позволяет гарантировать правильность расчетов, анализа, выбор в пользу оптимального метода формирования закупки. Совместная работа позволяет определиться в пользу наилучшей ценовой политики, заключить выгодный договор с поставщиком, отследить количество поступившего, имеющегося, израсходованного сырья. Логистика включает контроль за сроками поставок, размещением сырья в пределах складских территорий.

Ничего лишнего

Посредством организации логистики закупок можно добиться минимального наличия запасов на складе при бесперебойной поставке расходного сырья на производственный процесс. Чтобы планирование было эффективным, нужно точно сформулировать, какие именно позиции требуются и в каком объеме, в какой временной промежуток точно они должны быть в распоряжении цехов, как велики возможности известных поставщиков. Логисты оценивают текущие возможности склада, прорабатывают пути организации производственного процесса расходного сырья посредством собственных мощностей.

Закупаем с умом

Во многом планирование закупок тесно связано с выбором конкретного формата сотрудничества с поставщиками. В последнее время наиболее широко распространенный вариант - оформление тендера. Он в равной степени применим и к государственным предприятиям, учреждениям, и при поиске поставщика частником. Понятие тендера пришло в экономику довольно давно. Организация торгов - область ответственности заказчика, оглашающего конкурсные условия на поставку продукта, оказание услуг. В рамках аукциона желающие могут вступить в конкуренцию за право заключения договора с заказчиком на заранее оглашенных условиях. Правила, которым будет подчинено сотрудничество, необходимо сформулировать, опубликовать заранее. Для этого заполняется полный пакет конкурсной документации с указанием сроков всех этапов взаимной работы. Перечисляются наименования продуктов, услуг, цены, устраивающие заказчика.

Классический тендер представляет собой процедуру с участием обилия конкурентов. Выиграть право заключения договора непросто, зато сам по себе процесс экономически эффективный, справедливый. Организация его возложена на руководителей предприятия, выступающего в роли заказчика. На фирме собирают комиссию по закупкам, состав которой утверждается начальствующим составом. Эти специалисты готовят пакет документов, оформляют все необходимое для выставления условий на всеобщее обозрение. Необходимо помнить о действующих нормативных, правовых актах, регламентирующих тендеры, аукционы.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры - заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность - основные преимущества такой процедуры.

При формулировании требований к исполнителям руководствоваться нужно не только собственными интересами, но и средними предложениями по рынку. Если заказчик выставляет заведомо невыгодные условия, вряд ли найдутся желающие подписаться на подобное сотрудничество, по итогам тендера не появится ни одной заявки. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, ведущей к срыву сроков поставок, нужно формулировать адекватные предложения. Один из путей, к которым прибегают в последнее время все чаще - установка условий, максимально возможных для заказчика. Каждый потенциальный подрядчик предлагает свои варианты, соответствующие по цене либо более доступные, и уже на основании анализа всех поступивших заявок можно выбрать самый удачный путь сотрудничества.

Как проводим?

Планируя закупки в форме тендера, необходимо сперва проанализировать ценовые предложения рынка, составить сводную базу котировок, сравнивая разных поставщиков, после чего приступать непосредственно к организации конкурса. В сопроводительной документации указывают требования к цене договора, срокам его исполнения, квалификационному уровню и качеству продукта. Каждый из участников по итогам тендера получает индивидуальный номер, первый предназначен победителю. Если таковой отказывается от заключения соглашения, приоритетом будет обладать второй по списку и так далее. В процессе проведения тендера запрещен контакт участников комиссии и представителей заинтересованных потенциальных подрядчиков.

Этап I. Собрать информацию о потребностях заказчика

Определить и сформулировать предмет закупок (товаров, работ, услуг), установить требуемый объем закупаемой продукции, ее качественные характеристики и время поставки), а также выделенные заказчику объемы финансирования, планируемые внебюджетные поступления, код вида расходов согласно бюджетной классификации.

Указанная информация требуется для присвоения закупкам идентификационного кода, их обоснования и заполнения формы плана.

Этап II. Провести анализ и обобщение собранной информации, ее классификацию по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (например, кварталам), в которых должны быть произведены закупки.

На этом этапе необходимо осуществлять мониторинг и оценку целесообразности осуществления конкретных закупок, отвечая на следующие вопросы:

Какие потребности будут удовлетворены посредством закупки данной продукции?

Кто является потребителем закупаемой продукции и каково их количество (например, если продукция закупается для реализации какой-либо социальной программы, то объем должен соответствовать количеству прямых бла- гополучателей)?

Закупалась ли ранее подобная продукция, если да, то объем должен быть скорректирован с учетом остатков ранее закупленной продукции.

Существуют ли альтернативные возможности удовлетворения данной потребности заказчика, если да, то какова ориентировочная стоимость альтернативного варианта и каковы причины отказ от него?

Этап III. Определить стратегию закупок на основе изучения соответствующего рынка: выбрать оптимальные способы осуществления выбора поставщиков с учетом ранее проведенного анализа; определить объем закупок, подлежащих закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Этап IV. Определить, какие закупки планируются в упрощенном порядке

Целесообразно заранее выяснить, закупки каких товаров (работ, услуг) планируются в таком порядке. В отношении них не нужно определять код объекта закупки для формирования идентификационного кода 25 26 и отражать в плане каждый товар (работу, услугу) отдельно.

Обобщенная информация о них указывается одной строкой по каждому коду вида расходов в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из следующих объектов закупки:

  • а) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (п. 7 ч. 2 ст. 83);
  • б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. р. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. р. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
  • г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93), а также связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • 25 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).
  • д) преподавательские услуги, а также услуг экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93);
  • е) услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо-и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов (п. 23 ч. 1 ст. 93);
  • ж) работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (п. 42 ч. 1 ст. 93);
  • з) услуги по предоставлению права доступа к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 44 ч. 1 ст. 93).

По закупкам, перечисленным выше (информация о которых включается в план закупок одной строкой), не указывается:

  • - наименование объекта и (или) объектов закупки - вместо него указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - сведения об обязательном общественном обсуждении закупки («да» или «нет») в соответствии со ст. 20 Федерального закона;
  • - дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений.

Этап V. Присвоить закупкам идентификационные коды

Для каждой закупки в плане нужно указать идентификационный код. Такой код формируется из следующих элементов:

(год закупки) + (идентификационный код заказчика) + (номер закупки) + («000») + (код объекта закупки) + (код вида расходов)

Номер закупки состоит из четырех знаков. Значение от 0001 до 9999 присваивается в порядке возрастания в пределах года закупки. Следовательно, нумерация закупок каждого следующего года начинается с 0001.

Например, десятая закупка, запланированная на 2017 г., и десятая закупка 2018 г. будут иметь один и тот же номер - 0010.

Этап VI. Обосновать закупки

Обоснование составляется по утвержденной форме, которая прилагается к плану закупок и представляет собой таблицу из 7 столбцов.

  • 1 столбец - номер объекта закупки;
  • 2 столбец - идентификационный код закупки;
  • 3 столбец - наименование объекта закупки;
  • 4 и 5 столбец - цель закупки (в 4-м указывается наименование государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы, а в 5-м - наименование мероприятия государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации);
  • 6 столбец - обоснование соответствия закупки выбранной цели;
  • 7 столбец - правовые акты в сфере нормирования закупок, устанавливающие требования в отношении объекта закупки (требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных заказчиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084) или правовые акты, устанавливающие требования к приобретаемым товарам (работам, услугам) (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ)).

Сведения о некоторых товарах, работах, услугах в нее не вносятся - это закупки у единственного поставщика на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (данные о них в плане закупок приводятся обобщенно: конкретные наименования товаров (работ, услуг) не указываются).

Этап VII. Заполнить форму плана закупок

Этап VIII. Представить план главному распорядителю средств бюджета (учредителю)

План закупок представляется главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (далее - главные распорядители) в установленные ими сроки; корректируется при необходимости по согласованию с главными распорядителями планы закупок в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; утверждают после уточнения и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерациив в срок, установленный п. 2 Правил, сформированные планы закупок и уведомляют об этом главного распорядителя.

Этап IX. Утвердить план закупок

Планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней (должен подписать (утвердить) руководитель организации либо иное уполномоченное лицо) после доведения до соответствующего государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Этап X. Разместить план закупок в ЕИС

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).

Порядок размещения плана закупок описан в Руководстве пользователя по 44-ФЗ, которое находится на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru, раздел «Документы», подраздел «Обучающие материалы»).

Этап XI. Мониторинг хода осуществления закупок и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств

Для внесения изменений необходимо сформировать заявку (издать приказ) на внесение изменений в план, после чего можно изменить электронную версию плана закупок и разместить ее в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений (сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются). В заявке (приказе) указывается правовое основание внесения изменений и их содержание.

В 2016 г. после 30 сентября получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг не допускается (за исключением поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также закупок товаров, работ, услуг федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду) .

Исключением также являются закупки товаров, работ и услуг в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации, устанавливающими возможность принятия указанных обязательств после 30 сентября 2016 г.

Получатели средств федерального бюджета до 5 октября 2016 г. представляют в территориальные органы Федерального казначейства информацию:

  • - о планируемых закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до 30 сентября 2016 г.;
  • -об общей сумме закупок товаров, работ, услуг, которые планируется осуществить у единственного поставщика в соответствии с п. п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ после 30 сентября 2016 г. согласно информации, включенной в план-график закупок;
  • - о закупках товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10 % суммы не использованных по состоянию на 30 сентября 2016 г. лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Территориальные органы Федерального казначейства на основании информации, предоставленной им, в порядке и в сроки, которые установлены Министерством финансов РФ, осуществляют отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № 1456 (с изм. и доп.от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на2016 г.» и письмо Минфина России и Федерального казначейства от 15.08.2016 № 09-02-08 /47631, 07-04-05/03-628 «О разъяснении отдельных положений ПП РФ № 1456» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).

Последние материалы раздела:

«Известия»: Из чего будет состоять ЕГЭ
«Известия»: Из чего будет состоять ЕГЭ

Выпускники российских школ 9 и 13 июня сдавали устную часть ЕГЭ по иностранному языку 2018. Экзамен проводится по английскому, испанскому,...

Приветствие по-японски: различные варианты
Приветствие по-японски: различные варианты

Когда мы только начинаем учить японский язык, одно из первых слов, которое мы обычно учим, это слово «спасибо». Самое распространенное японское...

Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод
Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод

С детства хорошо знакомый всем детям и их родителям помощник при царапинах, ссадинах и порезах. Он является быстрым и эффективным средством,...