По правилам гатт вто экспортные субсидии. Финансовые средства нетарифного регулирования: экспортные субсидии, экспортные кредиты, специальные импортные процедуры. Субсидии и компенсационные меры

Экспортная субсидия

Второй вариант внешнеторговой политики касается стимулирования экспорта. Для того чтобы национальные производители смогли наращивать выпуск и поставки за рубеж, они должны обладать существенными конкурентными преимуществами. Одним из таких конкурентных преимуществ являются низкие издержки. Государство может оказать поддержку национальным производителям-экспортерам, предоставляя компаниям экспортные субсидии. Экспортные субсидии могут принимать форму прямых денежных вложений государства в национальную компанию-экспортера, предоставления таким фирмам отсрочки платежей по экспортным поставкам (например, налоговые кредиты), оплаты части расходов, связанных с экспортом.

На рис. 15.17 представлено воздействие экспортной субсидии на национальную экономику страны-экспортера.

Предположим, внутренние спрос и предложение представлены свободным рынком, без вмешательства государства. Линии й н Б характеризуют внутренний спрос и внутреннее предложение какого-либо товара. Пусть мировая цена Рт установилась на уровне, превышающем внутреннюю равновесную цену. В условиях свободного рынка национальные производители предпочтут часть своего выпуска продавать не на внутреннем, а на мировом рынке. Экспорт до субсидии составит величину ^ = 0_3 - 0_2.

Рис. 15.17.

Пусть теперь государство решает субсидировать национальных экспортеров, предоставляя компаниям субсидию в размере я на каждую единицу экспорта. Теперь часть экспорта оплачивает само государство. Поэтому реальная цена для экспортера возрастет до величины Р№ + 5. Но так как продаваемый товар один и тот же, идет ли речь о мировом или внутреннем рынке, итоговая цена и на внутреннем рынке окажется равной новому уровню.

Экспорт после введения субсидииХ2 = 04-0.1.

Изменение общественного благосостояния под действием экспортной субсидии будет состоять из следующих компонентов.

Площадь треугольника А - это чистые потери в связи с сокращением внутреннего потребления под действием более высокой реальной цены, так как МВ > МС = Р™, предельная ценность товара для внутреннего потребителя будет теперь выше его предельных издержек выпуска, которые равны мировой цене.

Площадь треугольника В составляет чистые потери экономики из-за поддержки неэффективного внутреннего производства, так как МВ™ = < МС, предельная ценность экспортируемого товара для международных потребителей (равная исходной мировой цене) окажется ниже предельных издержек его производства в данной стране.

В целом, величина А + В характеризует чистые потери благосостояния от субсидии. Таким образом, экспортная субсидия приводит к ухудшению благосостояния национальной экономики, хотя от нее выигрывают компании-экспортеры.

Инструменты внешнеторговой политики

  • Таможенные пошлины.
  • Экспортные субсидии.
  • Импортные квоты.
  • Добровольные ограничения импорта.
  • Законодательные нормы:
    • - санитарный контроль;
    • - выбросы вредных веществ;
    • - содержание ядовитых веществ в краске, игрушках и т.д.
  • Национальные государственные закупки.
  • Бюрократические барьеры.
  • Дополнительные условия прямых инвестиций.

Импортные квоты

Ограничения импорта можно достичь не только с помощью таможенных пошлин, но и путем

введения квот на объемы продаж фирм-импортеров. Ценовые методы, к которым относится импортная пошлина, не всегда могут эффективно ограничить импортные продажи, поскольку хотя под действием пошлины цена зарубежных товаров на внутреннем рынке возрастает, в стране может найтись достаточное число платежеспособных потребителей, желающих приобрести импортируемый товар, а не его отечественный заменитель. Квоты на объемы зарубежных поставок в этом плане действуют более эффективно. Если государство решает, что в год стране требуется не более, скажем, 100 тыс. ед. импортируемой продукции, то какова бы ни была цена, зарубежные фирмы не смогут продать больший объем, чем это определено квотами. У квот тоже есть недостаток: квоты в отличие от пошлин не приносят дохода в государственный бюджет.

Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых основана на прямом или косвенном субсидировании правительством национальных экспортеров. Применение финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира используют различные формы финансирования, которое осуществляется через усложненные схемы. Это позволяет снижать цену экспортных товаров и повышать за счет этого, их конкурентоспособность на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся: государственный бюджет; околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы); частные экспортеры; банки, обслуживающие частных экспортеров .

наиболее Распространенными финансовыми методами нетарифного регулирования являются: субсидирование; экспортное кредитование; специальные импортные процедуры. Рассмотрим их подробнее.

Субсидирование

Субсидии является обычным и широко распространенным инструментом реализации экономической политики правительств, который используется для решения широкого спектра проблем и достижения разнообразных целей, обусловленных особенностями социально-экономического развития стран. Они применяются для:

Выравнивание производственных, экономических и социальных условий отдельных регионов страны;

Поддержки занятости, содействие подготовке и переподготовке кадров и прогрессивным изменениям в структуре рынка труда;

Внедрение комплексных экономических и социальных программ, направленных на ускорение развития в развивающихся странах; содействие реструктуризации определенных секторов экономики с целью достижения целей социальной политики;

Поддержки научно-исследовательских программ; поддержки становления новых отраслей и экспортных производств, содействие привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и т.д.

Согласно с трактовкой, что приведенное в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), субсидия - это "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льгота, полученная в связи с этим".

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельного региона или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами.

Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКУ. Классификацию субсидий приведены на рис. 6.3.

Наибольшее влияние на развитие международной торговли экспортные субсидии. Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличении сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. То есть, субсидирование - это д экспортным секторам путем перераспределения средств плательщиков (населения и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Таблица 6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СУБСИДИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Вид субсидий

Характеристика

3 точки зрения механизмов осуществления поддержки

Прямые субсидии

Непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом совершения экспортной операции или производства товара. Они равны разнице затрат экспортера или производителя и полученного ими дохода

Косвенные субсидии

Форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возврата предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться как экспортных так и импортных товаров

Перекрестные субсидии

Дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен.

3 точки зрения держателей субсидий

Внутренние субсидии

Различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования

Экспортные субсидии

Бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт

3 точки зрения объекта субсидирования

Субсидирование затрат

Дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры

Субсидирование товара (продукта)

Прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспорта

Субсидирование потребления

Субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов

Субсидирование перестройки структурного производства

Субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой

Субсидирование отдельных регионов

Субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам

3 точки зрения законности применения в соответствии с Соглашением СКУ

"Запрещены" субсидии"

Обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров, основными чертами которого являются: ускоренное рассмотрение дела органом решения споров (ОРС) и безусловной отмены субсидий, признанных "запрещенных"

Вид субсидий

Характеристика

Субсидии, "которые дают основания для принятия мер"

В случае, если субсидии вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный ущерб интересам других государств - членов ВТО

Субсидии, "которые не дают оснований для применения мер*

Субсидии, которые не подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75 % от их стоимости после начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, которая способствует адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товаров на внешнем рынке при падении цен на него. Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Для страны-экспортера субсидирование - это дополнительные бюджетные расходы. От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеров; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере, то есть утечка средств из страны.

Перечень запрещенных экспортных субсидий согласно Приложения И Соглашения к СКУ включает следующее:

Прямые субсидии, которые зависят от результатов экспорта;

Схемы удержания валюты, включая выплату премий за экспорт;

Льготные внутренние расценки на транспортировку и фрахт при экспортных отгрузках;

Предоставление правительством, прямо или косвенно, товаров или услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более выгодных, чем при предоставлении аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров или услуг для производства товаров для внутреннего потребления, если (в случае товаров) такие условия являются более выгодными, чем коммерческие условия, доступные экспортерам на мировом рынке;

Исключения (освобождение, уменьшение или отсрочка) с прямого налогообложения (например, налоги на заработную плату, на прибыль связан с экспортом, процентные выплаты, роялти, налоги на недвижимое имущество) или с социальных выплат;

Специальные отчисления, прямо связанные с экспортом или его показателями, которые превышают вычеты, предоставляемые в отношении производства для внутреннего потребления и которые применяются при расчете базы для начисления прямых налогов;

Исключение или уменьшение косвенных налогов (например, НДС, акцизы, налоги с продаж, налоги на оборот, франчайзинг, гербовые сборы и т.д.) по продукции, продаваемой на экспорт, если оно превышает такое освобождение или уменьшение по такой же продукции, что продается на внутреннем рынке;

Исключение или уменьшение или отсрочка уплаты кумулятивных косвенных налогов предварительной стадии, то есть налогообложение товаров и услуг, которые используются прямо или косвенно в производстве экспортных товаров, на разных последовательных стадиях производства;

Уменьшение или возврат сборов, связанных с импортом (например, тарифов или других сборов), если оно превышает такое уменьшение или возврат импортных сборов, которые взимаются с импортируемых материалов, что используются в производстве экспортных товаров;

Программы экспортных гарантий или страхования по привилегированным ставкам, которые недостаточны для того, чтобы покрыть долгосрочные расходы по этим программам;

Экспортные кредиты по более низким ставкам, чем те, по которым правительства фактически приходится платить за использование таких средств, если предоставление кредитов используется для обеспечения существенного преимущества относительно условий экспортного кредитования;

Любые другие расходы за счет государства, которые прямо или косвенно приводят к росту экспорта любого товара с ее территории или к уменьшению импорта какого-либо товара на ее территорию.

Основные мотивы (причины) использование экспортных субсидий странами-экспортерами:

Предоставление дополнительных выгод производителям и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей для совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника поступления иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падение экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга.

Внутреннее субсидирование товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект выражается в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не меняются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, позволяет:

Расширить внутреннее производство товара за счет вытеснения с внутреннего рынка импортных товаров и сокращения объема импорта;

Получать субсидии эффективным предприятиям, что будет способствовать расширению производства;

Искусственно стимулировать неэффективные предприятия и производства, это потери экономики.

Экспортное кредитование

Экспортное кредитование представляет собой одну из форм скрытого субсидирования экспорта, которое мы уже рассматривали выше .

Экспортное кредитование - это финансовый метод внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями. Оно может осуществляться в следующих видах:

- субсидирование кредитов национальным экспортерам (кредитов от государственных банков под ставку процента ниже рыночной);

- государственных кредитов иностранным импортерам при условии обязательного соблюдения ими обязательств приобретать товары только у фирм страны, им такой предоставила кредит (связанный кредит);

- страхование экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (непредвиденные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Виды экспортных кредитов:

- краткосрочные (до 1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования);

- долгосрочные (более 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов).

Экспортные кредиты могут приобретать формы внешней помощи другим государствам. Практически все двусторонние межправительственные кредиты, которые получает Украина от иностранных государств, имеют связанный характер, т.е. обусловлены закупкой определенных товаров в стране, которая их предоставила и поэтому может рассматриваться как форма торговой политики стимулирования экспорта.

Размер субсидирования через целевое кредитование рассчитывается как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей процентной ставке. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко является предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений.

Существуют и другие способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, которые не поддаются количественной оценке, а именно:

Перенесение сроков первых платежей по кредитам на более отдаленный период;

Оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок;

Государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

Специальные импортные процедуры

К специальным импортным процедурам, которые применяются в Украине, относятся (ст. 19 Закона О ВЭД):

Применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;

Режим предварительных импортных депозитов, вносимых в банки;

Введение временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния.

Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться с использованием процедуры международных торгов.

Предварительные импортные депозиты - внесение субъектами внешнеэкономической деятельности на беспроцентные счета в банках, которые обслуживают их на территории Украины, на период от момента вступления договорами (контрактами), которые заключаются юридической силы до момента прохождения товаров, поставляемых в соответствии с указанными договорами (контрактами), через таможенную границу Украины или передачи товаров иностранными субъектами хозяйственной деятельности на территории Украины, денежных средств в валюте договора (контракта) в сумме, определенной в установленных процентах к стоимости соответствующего договора (контракта) (ст. 1 Закона О ВЭД).

Режим предыдущих импортных депозитов вводится Национальным банком Украины с целью регулирования платежного баланса Украины, который устанавливает порядок осуществления операций с предыдущими импортными депозитами и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50 процентов.

Предварительный импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента вступления договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения указанного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам ВЭД применяются санкции,которые определяются порядком, утвержденным Национальным банком Украины.

Средства, поступающие на счета предварительных импортных депозитов, отражаются в сводном специальном счете, который открывается каждым коммерческим банком, ведущим операции с предварительным импортными депозитами, в пользу Национального банка Украины. Указанные средства находятся в распоряжении Национального банка Украины.

Субъекту ВЭД, открыл предварительный импортный депозит, соответствующим банком выдается справка установленной формы, которая является основанием для пропуска товара через таможенную границу Украины.

Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, в которых вводится режим лицензирования и квотирования импорта.

В случае достижения платежным балансом Украины критического состояния применяется, как исключение, процедура внедрения, изменений и отмены временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары, которая опирается на нормы соответствующих статей ВТО.

Понятие "субсидия" в ВТО

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) , где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Понятие "субсидия" в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

i - правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);

i i - правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);

i i i - правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

iv - правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

(а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;

(б) таким образом предоставлялось преимущество».

ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии - ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической , если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

- «красные» субсидии - запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

- «желтые» субсидии - субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

- «зеленые» субсидии - разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

Наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;

Наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

Наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.

Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:

Устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или

Пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики. Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.

Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.

Основные этапы компенсационного расследования:

Отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;

Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

До начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;

После начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц - отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);

Не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;

После принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

После сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;

После предварительного решения и до принятия окончательного - сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.

Советы экспортерам:

Определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

После получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

Заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;

В случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

По возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

Запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

В случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;

В случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

(export subsidy) Субсидия экспортерам, благодаря которой цена единицы продукции, полученная производителями экспортных товаров, оказывается выше, чем цена, уплаченная иностранными покупателями. Прямые экспортные субсидии запрещены международными соглашениями, однако многие другие государственные меры с аналогичным эффектом получили весьма широкое распространение. Экспортерам могут возвращаться уплаченные ими таможенные пошлины на используемые ресурсы, предоставляться субсидированные кредиты, обеспечиваться привилегированный доступ к обычным кредитам или оказываться помощь в финансировании их капитальных затрат или расходов на профессиональное обучение. В странах, где существует валютный контроль или прямой контроль над импортом, экспортеры могут пользоваться преимуществом в приобретении дефицитных материалов или иностранной валюты. Фирмы, которым приходится конкурировать с иностранными производителями, подозреваемыми в получении экспортных субсидий, часто добиваются введения компенсирующих импортных таможенных пошлин, предназначенных для устранения эффекта подобных субсидий.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления на те же цели благоприятных кредитов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ" в других словарях:

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного… … Финансовый словарь

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Экспортная субсидия Энциклопедия права

    Один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое стимулирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а т.ж. путем предоставления …

    Экспортная субсидия - (англ. export subsidy) один из способов гос ного стимулирования экспорта за счет бюджетных источников. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства … Большой юридический словарь

    Экспортная субсидия - EXPORT SUBSIDY Прямые денежные выплаты, налоговые льготы или льготные кредиты, предоставляемые государством отечественным производителям с целью снижения экспортных цен. Хотя широкое использование государственных субсидий действительно… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ - (ПРЕМИЯ) финансовое поощрение (льготы) государственными органами национальных экспортеров товаров и услуг за рубеж, оказываемое на территории страны экспортера (производителя) в любой форме, предусмотренной Генеральным соглашением о тарифах и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    экспортная субсидия - один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а также путем… … Словарь экономических терминов

    Субсидия - (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… … Энциклопедия инвестора

    - (см. ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, TO оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

@ Субсидия (subsidy) - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами BTO и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

@ Внутренняя субсидия (domestic subsidy) - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис. 7.5. Экономический эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет S d , а спрос - D d (рис. 7.5). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w по цене P w . B этой ситуации внутреннее производство товара составит Q 1 , потребление - Q 3 , импорт товара - Q 3 Q 1 - Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень S s . Внутреннее производство возрастает до Q 2 , а импорт сокращается до Q 3 Q 2 - При объеме внутреннего производства Q 2 производитель получает за свой товар цену P s , которая состоит из цены, которую платит потребитель P w , и субсидии, получаемой от правительства P w P s - Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть P P X Q.

Ha рисунке 7.5 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет430долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл, страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл, на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц.

Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 X 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицутовара 400 долл, от покупателя и 25 долл, от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

B результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя - сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии произ-

Пример 7.6

B России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию - и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное - 22, детское питание - 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. Ha протяжении последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. B начале 1994 г. практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, главным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. Ha них тратилось около 3% ВНП. B Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. B Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносителей. Ha Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

водителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рассмотренный выше экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эффекта защиты, но и из-за того, что субсидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. B результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. B результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 7.6).

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

@ Экспортная субсидия (export subsidy) - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Рис. 7.6. Экономический эффект экспорт- ньос субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет S w , а спрос внутри данной страны - D d (рис. 7.6). B этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке E - покупатели в импортирующей стране купят Q 1 товара по цене P w . Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. B результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень S s , а рыночное равновесие - в точку F. B результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня P s , то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Ho из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q 2 . Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до P d . Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

Ha рисунке 7.6 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл, за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл, за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл, дохода от экспорта. После введения субсидии - $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Ho при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х 1,5=75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального

Импортный тариф и экспортная субсидия

ТАБЛИЦА 7.2

Импортный тариф Экспортная субсидия
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке сокращается увеличивается
Относительная цена экспортных товаров на мировом рынке увеличивается сокращается
Условия торговли улучшаются за счет других стран ухудшаются в пользу других стран
Внутренняя цена импортных товаров увеличивается (снижается в случае парадокса Метцлера) остается прежней
Внутренняя цена экспортных товаров остается прежней увеличивается (снижается в случае парадокса Метцле- pa)
Внутренний спрос на экспортные товары остается прежним снижается
Внутренний спрос на импортные товары I снижается остается прежним

мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Однако, как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование импортных пошлин и экспортных субсидий может обернуться своей противоположностью. Ha этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер .

@ Парадокс Метцлера (Metzler paradox) - импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.

Различия импортного тарифа и экспортных субсидий суммированы в таблице 7.2.

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, KOTO- рые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, СВОДЯТСЯ K тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами BTO считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. B начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл, в год. B 1984-1986 гг. внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе - 56, в Японии - 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя- бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 - в Европейском союзе и 64% - в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Последние материалы раздела:

Что изучает и для чего нужна Кибернетика простыми словами
Что изучает и для чего нужна Кибернетика простыми словами

Кибернетика - наука, изучающая общие принципы управления в объектах различной природы. Несколько слов из истории кибернетики. Почти сто пятьдесят...

Супы быстрого приготовления
Супы быстрого приготовления

Человеку просто необходима горячая жидкая пища. С ее помощью организм быстро насыщается, долго остается сытым. Самой лучшей жидкой пищей для...

Сколько в день можно есть чеснока: полезные рекомендации Лечение рака соком чеснока
Сколько в день можно есть чеснока: полезные рекомендации Лечение рака соком чеснока

Чеснок - уникальное по своей природе растение, завоевавшее любовь миллионов людей во всем мире не только в качестве оригинальной специи, но и...