Инструментом структурирования и упорядочения намеченных целей является. Организационная структура управления предприятием. Цели государственных организаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Систематизация и структурирование информации

Подготовил: Щербина С.Ю.

Ст.гр. ФК-139

Преподаватель: Паламарчук С. В.

Ассоциации как основа работы человеческого мозга

Вы когда-нибудь задумывались о том, на каких принципах основана работа тех сверхмощных компьютеров, которые каждый из нас носит внутри своего черепа? Готов держать пари - первая мысль, пришедшая в голову большинству читателей, была о микропроцессорах, лежащих в основе наших ноутбуков и рабочих станций. Однако смутные подозрения о несопоставимости "весовых категорий" кремниевого микрочипа и головного мозга все же не дают нам с уверенностью рассуждать о том, как все просто - двоичная арифметика, "есть импульс - нет импульса" и все такое. Да, как модель работы мозга двоичная машина вполне приемлема, но очень уж грубая это модель (мы же помним, что любая модель отражает только одно, наиболее важное в данном контексте свойство объекта, правда?). Как-то слишком примитивно получается - свести наше мышление к нулям и единичкам. А как же тогда объяснить тот каскад мелких воспоминаний - ощущений, цветов, запахов, идей, проносящихся перед нашим мысленным взором, когда мы о чем-то думаем? Многие из этих образов для большинства посторонних людей никак не связаны с предметом наших размышлений и значат что-то конкретное только для них, поскольку связаны с какими-то личными воспоминаниями и переживаниями. Позвольте себе подумать о чем-то и не придерживайтесь какого-то определенного направления мысли - вы будете удивлены тем, как быстро и далеко вы уйдете от первоначальной темы размышлений: сменяющиеся образы, связанные, как звенья одной цепи, вытаскивая друг друга из закромов памяти, быстро уведут вас от объекта, о котором вы подумали. Конечно, можно попытаться объяснить подобное поведение нашего мозга тем, что он просто отрабатывает гениально сложную разветвленную программу обработки информации с учетом данных, уже хранящихся в памяти, но все далеко не так просто.

Любая информация, поступающая в наш мозг (неважно, что это - прикосновение, вкус, запах, цвет, звук), вытаскивает за собой на свет Божий массу мелких воспоминаний, мыслей и ощущений, подобно тому, как от упавшего в пруд камня расходятся по поверхности воды концентрические круги. А каждое из этих воспоминаний тянет за собой массу других, которые, в свою очередь, вызывают к жизни все новые и новые образы, мысли или идеи. Да, я понимаю, что уже немного утомил читателя своими пространными рассуждениями. А суть их состояла в том, что единички и нолики, возможно хороши для того, чтобы объяснить, как работает наш мозг на "физическом уровне", но если речь идет о принципах его работы, то следует говорить не о битах, а об ассоциациях как минимальных единицах обработки информации человеческим мозгом. Помните понятие лексемы как минимальной единицы языка, имеющей самостоятельный смысл? Так вот, в том языке, на котором "говорит" наш мозг, такими лексемами являются ассоциации. Что же такое ассоциация?

Ассоциация:

· в физиологии - образование временной связи между индифферентными раздражителями в результате их многократного сочетания по времени;

· в психологии - закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечет появление в сознании явления B.

Итак, каждая ассоциация связана с огромным числом новых ассоциаций, которые, в свою очередь, связаны с новыми и новыми понятиями. Таким образом, мышление можно представить в виде сложного ассоциативного алгоритма, своего рода слалома по ветвям дерева ассоциаций, расходящимся от ствола - основной мысли. В свое время профессор Анохин говорил, что возможности мозга по формированию ассоциативных связей намного превосходят его возможности по хранению информации. Что же касается информационной емкости мозга, то она тоже весьма впечатляет - доктор Марк Розенцвейг писал, что даже в том случае, если бы человек запоминал 10 единиц информации (слово, изображение или другое элементарное впечатление) каждую секунду в течение 100 лет, заполнить удалось бы менее одной десятой суммарного объема человеческой памяти. И сколько бы таких единиц информации не хранилось у нас в голове, количество ассоциаций, связанных с ними, еще на несколько порядков выше! Потенциал человеческого мозга, связанный с созданием ассоциаций, поистине безграничен: все наши идеи, воспоминания и ощущения хранятся у нас в голове в виде своеобразных "треков" - извилистых ветвящихся дорожек, связывающих их с другими нашими мыслями.

Вот пример того, что обычно творится у нас в голове:

Не правда ли, весьма знакомая картина?

Таким образом, в основе работы нашего мозга лежат два важнейших принципа.

· Ассоциативное мышление - связь каждого воспоминания с массой других образов, и именно об этом принципе мы с вами говорили последние десять минут.

· Иерархия понятий - в каждом таком ассоциативном "треке" один из образов является главным (корневым), от которого расходятся ветви-дорожки к другим понятиям, идеям, воспоминаниям. В результате мы получаем некое дерево (или граф) образов, связанных с исходным понятием.

Если же постараться объединить эти два принципа (которые работают в комплексе, дополняя друг друга), то следует сказать о так называемом радиантном, или визуальном, мышлении. О нем мы поговорим в этой же лекции, но чуть позже. А пока постараемся разобраться в том, какие же теории обработки, систематизации и визуализации информации существуют в данный момент, и не имеют ли они каких-то общих черт с описанными нами выше принципами работы человеческого мозга.

Понятие о теориях обработки, систематизации и визуализации информации

Существующие теории обработки информации

Начнем с определений.

Обработка информации - любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Теория обработки информации (information-processing theory) - направление научного знания, изучающее то, как люди обращаются с информацией, отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением.

Теории обработки информации применяются при изучении восприятия, памяти, внимания, речи, мышления и решения задач экспериментальной психологии. В свою очередь, большой вклад в развитие упомянутых теорий внесли математическая логика, техника связи, теория информации и теория вычислительных систем. Почему же мы говорим "теории" - во множественном числе? Дело в том, что на самом деле следует говорить о целом семействе абсолютно разрозненных теоретических и исследовательских программ. Естественно, как и в любом научном сообществе, согласия между исследователями нет и в помине - мнения ученых сходятся лишь в некоторых исходных посылках, теории и методологии исследований. В рамках упомянутого семейства можно выделить такие широко известные в узких кругах подходы, как трансформационная лингвистика, психология Пиаже и радикальный бихевиоризм. Бихевиоризм, в частности, занимался изучением поведения животных и активно распространял свои принципы на все области психологии. Однако возникли некоторые трудности при попытке распространить теорию и методы бихевиоризма на символические процессы человека, в частности, на языковые способности. Когда разочарование ученых в привычных методах стало всеобщим, исследователи-психологи обратились к другим теориям, в результате чего о бихевиоризме почти забыли. Тем не менее, ученые, развивающие теории обработки информации, разделяют со своими предшественниками-бихевиористами веру в эмпиризм, операционализм и т.п. Да, психологи отказались от распространения на людей выводов, полученных вследствие экспериментов с животными, и от объяснения видимого поведения индивидов внешними причинами, в частности, влияниями окружающей среды. В то же время общая методология и статистические методы обработки результатов экспериментов остались прежними - просто животных в качестве испытуемых сменили люди. Ученая братия вновь признала существование врожденных способностей и начала активно обсуждать такие внутренние процессы, как планы, стратегии, образы, решения и ассоциации.

ХХ век ознаменовался бурным развитием технологий связи - телефонии, радио и телевидения. Очень показательной была продемонстрированная психологами аналогия между обработкой информации человеческим мозгом и работой описанного в теории связи информационного канала. Большую роль в создании математической теории информации и переносе понятий теории связи на работу человеческого мозга сыграли исследования Клода Шеннона (знакомое имя, не правда ли?). Созданная им теория описывает передачу сообщений любой природы от любого источника любому получателю, в том числе и передачу сигналов внутри человеческого мозга.

Но вспомним еще об одном непонятном названии, упомянутом нами в начале этого раздела, - трансформационной лингвистике. В свое время Ноам Хомский утверждал, что человеческий язык невозможно научно объяснить с позиций бихевиоризма. Он настаивал на том, что этот подход абсолютно неправильно представляет природу языка, игнорируя его структуру, правила и грамматику. Взамен этого он говорил о "правилах в голове" человека, позволяющих преобразовать (трансформировать) передаваемую информацию - разбить ее на смысловые единицы (слова) и связать эти единицы между собой. Отойдя от бихевиоризма, новая парадигма обработки информации в поисках идей все больше склонялась к лингвистике. Вот и современные исследователи стремятся обнаружить психологические процессы или умственные операции, которые лежат в основе языковой активности. Активно изучаются такие виды когнитивной активности, как восприятие, память, мышление и понимание. И понятие ассоциации опять не осталось в стороне.

Что же касается теории вычислительных систем, то за этим названием также скрывается целый выводок абсолютно разношерстных дисциплин. Сюда входят теория алгоритмов, численные методы, теория конечных автоматов, языки программирования, теория искусственного интеллекта и многое другое.… И это не единственная черта, которая роднит теорию вычислительных систем с психологией обработки информации, - оба направления выросли из математической логики, оба занимались изучением природы разумного поведения, а появление вычислительных машин и развитие принципов, на которых они строились, привело к возникновению еще одной аналогии человеческих психических и интеллектуальных способностей. Машинные модели помогли в изучении мышления и в особенности - процесса решения задач. Отталкиваясь от этой аналогии, психологи пытаются объяснить, каким образом мозг получает информацию, перекодирует и сохраняет ее в памяти, каким образом он затем использует ее для принятия решений и управления поведением. Конечно, полного соответствия между работой мозга и компьютера нет и быть не может, но все же ученым удалось создать стройную концепцию, способную объяснить, каким образом интеллектуальная система - будь это человек или некое устройство - создает новые знания. Догадайтесь, какое понятие играет тут важнейшую роль? Да, конечно, вы правы - это понятие ассоциации!

Систематизация и структурирование информации

Итак, с обработкой информации мы разобрались, перейдем теперь к систематизации. Конечно, мы не забываем о том, что систематизация информации - это составная часть алгоритма обработки информации, некий его этап, но все равно, об этом этапе нужно сказать отдельно. Как всегда, сначала обратимся к определению:

Систематизировать - распределить элементы информации по признакам родства, сходства, т. е. классифицировать и типизировать их.

Мозг человека (в контексте процессов восприятия, запоминания, преобразования информации и т.п.) работает именно с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит намного эффективнее, если человеку удается рационально структурировать получаемую информацию, разложить по полочкам, как говорят в народе. В коммуникативных процессах (помните, мы говорили о языке и лингвистике?) систематизированное представление передаваемой информации также играет важную роль. Систематизация и структурирование информации - важнейшие психологические механизмы, благодаря которым человеческий мозг может эффективно обрабатывать большие потоки информации.

Стремление к целостному охвату объекта изучения, к систематизации знаний свойственно любому процессу познания. Многие исследователи отмечали, что процесс работы мозга над проблемой идет от осознания свойств, характеристик и функций объекта изучения к поиску недостающих структурных элементов, связей и отношений между ними. А если овладеть системным подходом и развить свое умение систематизировать и структурировать информацию, можно помочь мозгу работать эффективнее в процессе учебы и при решении профессиональных задач.

Структуры данных бывают разные - линейные (список), табличные, иерархические (дерево). Деревья (графы) понятий, построенные на основе ассоциативных связей, - наиболее естественный для нашего мозга способ представления (структурирования) данных (хотя, строго говоря, не следует путать ассоциативные и классификационные отношения). Вспомним о визуальном мышлении? Кстати, раз уж мы заговорили о деревьях, то нам пора плавно перейти к рассмотрению вопроса о визуализации информации. Но прежде отметим, что существует целое направление научного знания, изучающее методы и приемы структурирования информации, которое называется информационной архитектурой. Классики говорят, что информационная архитектура - как наука занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.

Визуализация информации

По сложившейся уже традиции, начнем с определения.

Визуализация информации - представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.

Зачем визуализировать информацию? "Глупый вопрос!" - воскликнет читатель. Конечно же, текст с картинками воспринимается лучше, чем "серый" текст, а картинки с текстом воспринимаются еще лучше. Недаром все мы так любим комиксы - ведь они позволяют нам буквально схватывать информацию на лету, казалось бы, не прикладывая ни малейших умственных усилий! А вспомните, насколько хорошо запоминался вам во время учебы материал тех лекций, которые сопровождались слайдами!

Первое, что приходит нам в голову при слове "визуализация", - это графики и диаграммы (вот она, сила ассоциаций!). С другой стороны, визуализировать таким образом можно только числовые данные, никому еще не удавалось построить график на основе связного текста. Для текста мы можем построить план, выделить основные мысли (тезисы) - сделать краткий конспект. О недостатках и вреде конспектирования мы поговорим чуть позже, а сейчас скажем о том, что если объединить план и краткий конспект - "развесить" тезисы по ветвям дерева, структура которого соответствует структуре (плану) текста, - то мы получим отличную структурную схему текста, которая запомнится намного лучше, чем любой конспект. В этом случае ветви будут играть роль тех "треков" - дорожек, связывающих понятия и тезисы, о которых мы говорили ранее.

Строя UML-диаграммы на основе описания проектируемой программной системы, полученного от ее будущих пользователей? Полученные картинки воспринимались и клиентами, и разработчиками намного проще и быстрее, чем текстовое описание. Точно так же можно "изобразить" абсолютно любой текст, не только техническое задание на разработку системы. Вспомним о замечательном конкурсе шуток, анекдотов и сказок на UML, к созданию которого в свое время приложил руку автор этих строк. Да, как средство визуализации унифицированный язык моделирования очень хорош, но его использование все же предполагает знание нотации UML. А вот подход, описанный нами выше, позволяет визуально представить абсолютно любой текст - будь это сказка, техническое задание, лекция, фантастический роман или результаты совещания - в виде удобного и простого для восприятия дерева. Строить его можно как угодно - лишь бы получилась наглядная и понятная схема, которую хорошо бы еще проиллюстрировать подходящими по смыслу рисунками.

Такие схемы удобно применять и в общении при обсуждении каких-либо вопросов и проблем. Как показывает практика, отсутствие четких стандартов нотации не создает абсолютно никаких коммуникативных сложностей для участников обсуждений. Наоборот, использование невербальных форм представления информации позволяет концентрировать внимание именно на ключевых точках проблемы. Таким образом, визуализация является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности анализа, представления, восприятия и понимания информации.

Ух, наконец-то мы покончили с нудным описанием научных теорий, методов и приемов, применяющихся для обработки, систематизации и визуализации информации! Предыдущая часть главы сильно утомила и автора, и читателей, и тем не менее, она была необходима: в результате мы увидели, что особенности работы нашего мозга уже активно применяются учеными в самых разных областях науки, многие вещи, которые кажутся нам привычными, - персональные компьютеры, пользовательские интерфейсы, базы знаний и т.д. - изначально строились с учетом ассоциативного характера человеческого мышления и его склонности к иерархическому представлению и визуализации информации. Но вершиной и естественным графическим выражением мыслительных процессов человека является mind mapping (интеллемкт-камрта), к обсуждению которого мы наконец-то переходим. А заодно попытаемся расширить наше понимание принципов визуального мышления.

Mind mapping как графическое выражение и результат визуального мышления

Что ж, как работает наш мозг, мы почти разобрались. Мы выяснили, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации наш мозг действует в соответствии с принципами визуального мышления (даже у "аудиалов" и "кинестетиков"). Причем это абсолютно естественный для него режим работы, в котором человеческий мозг функционировал изначально. Возникает закономерный вопрос - а нельзя ли каким-нибудь образом помочь мозгу, поддержать его работу в привычной для него манере?

Оказывается, можно! Для того чтобы научиться эффективно понимать, структурировать и запоминать информацию, достаточно овладеть техникой mind mapping"а, которая является прямым приложением и формой графического выражения визуального мышления. Идея состоит в том, чтобы некоторым образом изобразить центральный объект, от которого расходятся связи-ассоциации, соединяющие его с другими объектами (записи, изображения и т.д.). Таким образом, mind map представляет собой потенциально бесконечную сеть разветвляющихся ассоциаций, расходящихся из общего центра (или сходящихся к нему - это уж как посмотреть). Mind map строится на плоскости (неважно - рисуется ли на листе бумаги от руки или создается на экране компьютера с помощью некоторого CASE-средства), но, по сути, представляет собой трехмерную структуру. Нет, речь идет не о 3D-графике, уверены, вы сами поймете, о чем идет речь, когда начнете строить mind map"ы. Кстати, картинка, которую мы видели в начале этой главы, - тоже самый настоящий mind map!

Наш мозг в ходе работы с новой для него информацией выполняет пять основных функций.

1. Ввод (восприятие) информации через органы чувств.

2. Сохранение (удержание) информации в памяти. Сюда же можно отнести и способность извлечения (вспоминания) сохраненной в памяти информации.

3. Анализ (обработка) информации - выявление взаимосвязей между характеристиками изучаемого объекта и его связей (ассоциаций) с другими объектами. Кстати, связи эти могут быть не только ассоциативными. Возможны отступления и параллельные темы, подобия по форме и по содержанию, отличия от подобных объектов и т.д. Выделяют также классификационные родовидовые, иерархические связи, ролевые отношения и др.

4. Вывод (передача) информации в некоторой форме, например, в виде продукта творчества - произведения искусства, художественного или научного текста и др.

5. Управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме человека в целом.

Эти пять функций взаимно дополняют и продолжают друг друга. Например, эффективность анализа информации зависит от способностей мозга воспринимать и сохранять информацию, и, конечно же, без эффективного управления работой всех своих "узлов" мозг не сможет эффективно выполнять остальные функции. Вспомните арифметико-логическое устройство и устройство управления, из которых состоят микропроцессоры! Это хорошая аналогия - точно так же, подобно устройству управления, часть нашего мозга координирует работу всех остальных его компонентов.

Использование техники mind mapping"а помогает мозгу выполнять первые четыре функции максимально эффективно. Ввод и сохранение информации будут эффективными, если эта информация представлена в максимально наглядной визуальной форме. Анализ информации производится уже на стадии построения mind map"а, который, кстати, может быть и результатом мыслительного процесса, своего рода формой передачи информации.

Идея mind mapping"а прямо таки витала в воздухе, и даже странно, что до 70-х годов ХХ столетия она не находила практического воплощения, пока в 1971 году Тони Бьюзен не начал работу над серией книг о возможностях человеческого мозга, своего рода "руководств пользователя" к нему.

Еще будучи на втором курсе университета, изнемогая от все более увеличивающихся учебных нагрузок (вы можете поверить в то, чтобы американский студент УЧИЛСЯ?), Тони Бьюзен заинтересовался вопросами эффективного использования человеческого мозга и, разочаровавшись в библиотеке, решил самостоятельно найти ответы на такие, без сомнения, важные вопросы:

· Как научиться учиться?

· Какова природа человеческого мышления?

· Как эффективно запоминать информацию?

· Как развить творческое мышление?

· Как овладеть техникой скорочтения?

· Каковы современные достижения в области развития мышления?

· Нельзя ли разработать одну всеобъемлющую прикладную теорию эффективного мышления?

Работая над перечисленными проблемами, Тони принялся изучать психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, методы скорочтения и мнемонику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и другие направления науки и со временем пришел к выводу о том, что наиболее продуктивно мозг работает только тогда, когда его возможности применяются в комплексе. Самые простые приемы показывали весьма впечатляющие результаты. К примеру, использование чернил всего двух цветов в конспекте не только добавило "живости" самому процессу, но и улучшило качество запоминания конспектируемого материала более чем в два раза, и это только один из множества примеров.

Черты будущей прикладной теории эффективного мышления проступали все четче. В порядке апробации разработанных приемов, да и просто как хобби, Тони стал помогать учиться своим отстающим сокурсникам, студентам других колледжей и школьникам. И (о чудо!) все они скоро достигли в учебе среднего уровня, а некоторые даже стали "круглыми" отличниками. Несколько школьников, которых считали отсталыми и неспособными к учебе, в результате занятий с Тони даже стали лучшими в выпуске!

В тех же 70-х годах Тони приобрел свой первый персональный компьютер (Apple, конечно), вместе с которым поставлялось 1000-страничное руководство пользователя. Глядя на эту книгу, он подумал, что в голове любого из нас содержится компьютер, на много порядков более мощный, чем любой из созданных человеком, но кто читал руководство пользователя, прилагающееся к нему? Таких пособий просто нет! Именно поэтому в 1971 г. Тони Бьюзен решил написать ряд таких руководств по эффективному использованию человеческого мозга под рабочим названием "Энциклопедия человеческого мозга и его возможностей". В процессе работы над книгой контуры концепции радиантного мышления все четче вырисовывались перед мысленным взглядом автора.

Изначально Тони планировал применять mind mapping только как технику для простого и надежного запоминания информации и даже не рассматривал возможностей использования "ментальных карт" в каком-либо ином качестве. Однако, его брат Барри, который познакомился с идеей mind mapping"а в 1970 году, сразу же увидел в этой технике эффективный инструмент развития творческого мышления. Его в mind mapping"е привлекал не новый метод конспектирования, а возможность структурировать и отточить свои собственные идеи и мысли, выделить основные моменты и выявить связи между ними. Барри обнаружил, что mind mapping может быть очень мощным орудием мышления, позволяющим "навести мосты" между процессом осмысления и письменным изложением своих мыслей. Особенно это важно в учебной и научно-исследовательской деятельности. Сам Барри говорил, что овладение техникой mind mapping"а поставило его вне конкуренции во время работы над его диссертацией.

Важным преимуществом mind mapping"а для Барри стала возможность формулировать и оттачивать собственные мысли без необходимости многократной правки написанного. Отделив процесс мышления от письменного изложения, к моменту, когда наступало время садиться за письмо, Барри уже имел четкое понимание структуры работы и направления мыслей, отчего сам процесс их изложения становился гораздо проще. Свою диссертацию Барри закончил гораздо быстрее, чем за положенные три года, успел написать часть другой своей книги, основал новый ежеквартальный журнал по вопросам международной политики и поработал редактором в нем, занялся всерьез мотоспортом и даже женился (построив совместно со своей будущей женой mind map, посвященный планам на совместное будущее). Mind mapping до сих пор остается для Барри основным методом научной работы. Благодаря использованию этого подхода он стал довольно плодовитым автором книг, статей и научных докладов. По его собственным словам, люди, впервые встретившиеся с ним, обычно начинают разговор с Барри такими словами: "Вы гораздо моложе, чем я думал. Как вам удалось столько написать за такое короткое время?".

Как уже было сказано выше, Тони решил, что следует написать книгу, посвященную mind mapping"у, и обсудил с Барри его возможную роль в ее написании. На тот момент их подходы к использованию mind mapping" а уже довольно сильно разошлись. В ходе своей преподавательской и писательской деятельности Тони наработал большой набор приложений mind mapping"а и приступил к работе по привязке этого сугубо практического метода к теории работы человеческого мозга и теориям обработки информации. Кроме этого, Тони попытался формализовать сам метод, сформулировав целый ряд законов правильного построения "ментальных карт".

Будучи сугубо научным автором, Барри смотрел на mind mapping гораздо уже. При построении своих карт он почти не придерживался каких-либо строгих правил, почти не использовал цвета и изображения и вообще придерживался несколько иных взглядов на саму структуру "ментальных карт". Барри использовал их при написании научных работ, хотя иногда, и с большой для себя пользой, также применял mind mapping в своей лекторской работе и для управления проектами. Объединяло же братьев понимание того, что учить людей надо не использованию некоторого практического метода или подхода, а новой манере мышления. Им хотелось написать книгу, которую можно было бы вручить человеку и сказать ему: "Она научит тебя мыслить и работать, по крайней мере, так же эффективно, как это делаем мы". Естественно, во время работы над книгой они задействовали всю мощь mind mapping"а (как это делал и автор этих строк, работая над книгой, которую вы держите в руках).

Теория mind mapping"а была впервые представлена на суд общественности в 1974 году, после выхода книги "Работай головой", логическим продолжением которой стала книга "Супермышление" (в оригинале "The mind map book"). 21 апреля 1995 года в Королевском Альберт-холле состоялся большой торжественный прием, приуроченный к выходу в свет второго издания "Супермышления" в издательстве "BBC". По некоторым данным, сейчас в мире как минимум треть миллиарда человек в той или иной форме используют mind mapping, и с применением специализированного ПО, и без него.

Именно о том, как научиться строить и эффективно использовать "ментальные карты", я не буду говорить в последующих главах. А предложу читателю самому прочесть и разобраться в своей голове!

ассоциация информация визуальный мышление

· В основе работы человеческого мозга лежат ассоциации, причем способности мозга к созданию ассоциативных связей превосходят даже его возможности по хранению информации.

· В основе визуального мышления лежат два принципа: ассоциативное мышление и иерархия понятий.

· Теории обработки, систематизации, структурирования и визуализации информации так же, как и теория вычислительных систем, и теория информации, базируются на использовании ассоциаций.

· Mind mapping является прямым приложением и формой графического выражения визуального мышления.

· "Ментальная карта" представляет собой потенциально бесконечную сеть разветвляющихся ассоциаций, расходящихся из общего центра.

· В процессе работы с новой информацией мозг выполняет пять взаимодополняющих функций: ввод, сохранение, анализ, вывод и управление.

· Автором техники mind mapping"а является Тони Бьюзен, кроме прочего написавший в соавторстве со своим братом Барри книгу "Супермышление", прочесть которую рекомендуется всем интересующимся вопросами эффективного использования собственного мозга.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение основных требований профессии педагог, предъявляемых к личности. Анализ индивидуально-личностных особенностей по результатам диагностики особенностей восприятия и обработки информации, темперамента характера, мышления, памяти, внимания.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Обмен информацией как психологическое влияние одного партнера на поведение другого с целью его изменения. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды методов поиска информации. Свойства различных видов информации. Классификация видов информации.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2010

    Прием информации об объекте управления. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами. Взаимодействие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и т.д.)

    реферат , добавлен 29.03.2003

    Возрастные особенности диалектических мыслительных структур подростков и взрослых. Понятие мышления в генетической психологии Ж. Пиаже. Продуктивное мышление в концепции Вертгеймера. Понятие мышления в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2012

    Техника запоминания информации. Системное запоминание, перемещение в памяти как по файлам в компьютере. Часто используемые образные коды. Развитие визуального мышления. Тренировка устойчивости внимания (путем увеличения объема запоминаемых сведений).

    учебное пособие , добавлен 15.05.2012

    История возникновения психологии мышления. Понятие мышления и его виды в современной психологии. Психологические теории мышления в западной и отечественной психологии. Природа человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных теориях.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Основа концепции внутреннего лексикона. Элементы чувственной, образной, двигательной и сенсорной памяти, присутствующие в самой языковой памяти. Двухслойный характер способа фиксации информации – вербальный и невербальный. Понятие ментального лексикона.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    История изучения памяти, отличие памяти человека и животных. Виды и формы памяти, ее классификация по различным признакам. Феноменальные способности человеческого мозга по запоминаю информации. Способы быстрого запоминания: повторение и мотивация.

    эссе , добавлен 10.05.2014

    Значение статистической обработки результатов психологических исследований в объяснении различных аспектов человеческого поведения. Применение математики как общенаучного метода и инструмента обработки данных. Обзор статистических методов в исследовании.

Написание качественной магистерской диссертации полноценно охватывающей все разделы проведенного исследования, основной работы, анализа и апробации результатов является сложной и комплексной задачей, ежедневно с различным успехом решаемой множеством студентов по всему миру. К сожалению, изучение существующей литературы , посвященной тематике написания диссертационного исследования, указывает на отсутствие материалов описывающих практический опыт применения различных методов и инструментов, позволяющих не только оптимизировать работу над диссертацией, но и улучшить качество конечного результата.
В данной статье рассмотрим семь практических методов и инструментов, применение которых позволит обеспечить целостное структурирование и систематизацию задач, знаний и различных данных получаемых в ходе работы с диссертацией:

  1. Формирование структуры задач.
  2. Поиск литературы в каталогах.
  3. Сбор, обработка и систематизация информации.
  4. Формирование списка литературы.
  5. Составление плана по вехам.
  6. Определение предмета исследования.
  7. «Summary» для научного руководителя.

1. Формирование структуры задач. Для решения задачи структурирования информации целесообразным является применение метода построения «Карт ума» (Mind map) . Существует большое количество программного обеспечения, позволяющего строить подобные «карты ума», например MindManager, ConceptDraw, а также большое количество веб-сервисов, например, www.mapmyself.com .
Первый этап всегда требует планирования - определения всех необходимых задач, решаемых в ходе работы над диссертацией. Опираясь на лучшие практики посвященные описанию содержания диссертации была сформирована эталонная структура всех возможных видов задач, которые могут быть решены при написании диссертации. Разработанную эталонную структуру в виде карты ума можно скачать по адресу goo.gl/fHV5X . На основании данного шаблона формируется содержание самой диссертации, выбирая те задачи, которые необходимы для выбранной тематики работы, пример доступен по адресу goo.gl/dIxw8 .

2. Поиск литературы в каталогах. На первом этапе проведения исследования, зачастую сложно определить направление обзора литературы, какие источники могут обеспечить целостный взгляд на затрагиваемую проблематику. Для решения данной проблемы рекомендуется воспользоваться различными общими и тематическими электронными каталогами, которых сейчас в интернете огромное множество. Кроме того, очень часто помогает использование «виртуальных справочных», где по заданной тематике, формируют перечень актуальной и современной литературы. Например, однозначно стоит воспользоваться бесплатным сервисом «Виртуальная справка БИК Финансовый университет», доступным по адресу http://library.fa.ru/serv_help.asp .

3. Сбор, обработка и систематизация информации. В процессе написания обзора по исследуемой тематике, при осуществлении сбора информации ее необходимо сохранять и структурировать таким образом, чтобы потом возможно было не только осуществить быстрый поиск нужной статьи или книги, но и осуществлять полнотекстовой поиск информации. Для этих задач существуют специальные средства, позволяющие без лишних трудозатрат обеспечить необходимые функции. Рекомендуется использование следующих инструментов: Microsoft One Note, Mendeley (см. http://www.mendeley.com/), Zotero (см. http://www.zotero.org/). Все инструменты позволяют не только структурировать сохраняемые файлы и веб-страницы, осуществлять полнотекстовой поиск, но и решать задачи по генерации списка литературы.

4. Формирование списка литературы. Формирование правильно оформленного списка литературы согласно стандарту ГОСТ Р 7.05–2008, требует очень больших временных трудозатрат. Для того чтобы оптимизировать данную работу, можно воспользоваться одним из следующих подходов:

  • Создание и последующая генерация списка литературы в Word (для этого необходимо использовать встроенный механизм «Список литературы», для генерации списка по ГОСТ необходимо использовать специально настроенный шаблон (http://goo.gl/Q2Fw0).
  • Включение правильно оформленных библиографических ссылок по ходу работы с помощью сносок, которые при окончательном оформлении работы, переносятся последовательно в общий список.
  • Использование инструмента Mendeley или Zotero для генерации списка литературы по ГОСТ (см. http://chetvericov.ru/faq-po-mendeley-i-zotero/).

5. Составление плана (план по вехам). Когда все задачи структурированы и определены для планирования работ и контроля сроков необходимо сформировать определенный план. Опыт показывает, что планирование работ при написании диссертации задача очень сложная, и зачастую нереализуемая. Лучшим инструментом управления в условиях подобных ограничений - является составление плана по вехам. В таблице 1 приведен пример плана, которым можно воспользоваться. Данный шаблон обеспечивает понимание соответствия проводимых задач с результатами и содержанием в диссертации, а также сроках их подготовки.
Таб. 1. Шаблон «План по вехам»

6. Определение предмета исследования. Любое диссертационное исследование, зачастую, лежит на пересечении различных областей знаний. Для структурирования информацию рекомендуется следующий подход:

  1. определить все области знаний темы (оптимальное число 3);
  2. для каждой из областей знаний выделить ключевые подходы, применяемые на текущий момент (по результатам обзора литературы);
  3. определить особенности (сложности, проблемы) возникающие на пересечении каждой из областей, определить задачу и подход к решению;
  4. провести гармонизацию всех пересечений для определения основного предмета исследования, задачи и подхода к решению.

7. «Summary» для научного руководителя. Для того чтобы в любой момент дня и ночи, ответить на любые вопросы по своей работе; помнить ключевые моменты как таблицу умножения; показать научному руководителю, наставнику, или любому стороннему человеку на оценку, необходимо составить и постоянно актуализировать файл на 1-2 страницы затрагивающий следующие разделы:

  • Название темы
  • Актуальность
  • Цель работы (постановка задачи) и решаемые задачи
  • Результаты
  • Научная новизна
  • Теоретическая значимость
  • Практическая значимость
  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Основные методы исследования

Таким образом, в данной статье были представлен опыт применения семи методов и инструментов, позволяющих оптимизировать работу над диссертацией.

Литература
1. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. - 6-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2004. - 224 с.
2. Райзберг Б. А. Диссертация и учёная степень. Пособие для соискателей. - 1-6. - М.: ИНФРА-М, 2000-2007. - 428 с.
3. Сергей Бехтерев Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 312.
4. ГОСТ 7.32-2001 Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила
5. Акатова Н.А. Методические указания по оформлению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации) - Академия IBS, 2010. - 42 с.

Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы Архангельский Глеб

Методы структурирования списка целей

Как мы уже говорили, искусство формирования личной стратегии в значительной степени «завязано» на создание адекватных, простых, создающих хороший обзор моделей. Классическая иерархическая модель упорядочения целей и задач, изображенная на рисунке, при таком подходе является далеко не оптимальной. Описывая предлагаемую нами модель, мы отдельно остановимся на ее преимуществах по сравнению с классической.

Для начала мы перенесем акцент внимания с понятия задача на понятие проект. В определении проекта, как правило, делается акцент, во-первых, на его четкую ограниченность во времени, во-вторых - на уникальность продукта, который создается в ходе проекта. Проект имеет ясные начало и конец (например, «решение получить второе высшее образование - получение диплома»), продукт его обычно целостен, неаддитивен (вспомним пример с «полуперепрыгиванием пропасти» в противоположность «полупохуданию») и при этом не является стандартным (т. е. еженедельное совещание или чистка зубов по утрам не может быть названо проектом, это просто задача). Задача статична, она описывает исходное или желаемое состояние системы и наиболее удобна для оформления достаточно стабильных, регулярных, предсказуемых мероприятий. Проект динамичен, он описывает некую целостную совокупность изменений системы, и поэтому удобен для описания инновационной, развивающейся деятельности в ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Следующий шаг создания удобной модели личной деятельности - классификация проектов по масштабу. Для удобства дальнейшего планирования стоит согласовать эту классификацию с естественными ритмами человека и разделить все проекты на относящиеся к годовому, недельному и дневному масштабам. В понятии «масштаб» мы заложили как примерную продолжительность проекта, так и примерные затраты рабочего времени на него. Пример проекта дневного масштаба - написание средних размеров отчета (два-три дня по несколько часов работы); проекта недельного масштаба - разработка небольшого бизнес-плана (несколько недель по длительности, чистые затраты времени сравнимы с неделей); проекта годового масштаба - получение второго высшего образования (несколько лет по длительности, чистые затраты времени сравнимы с месяцем и кварталом). Естественно, чем меньше масштаб проекта, тем, скорее всего, меньше будет уникальность получаемого в этом проекте продукта. Более того, те дела, которые сначала заслуживали статуса проектов, по мере повторения могут стандартизироваться и превращаться в рядовые регулярные задачи.

Особо отметим нечеткость понятия «масштаб», которое мы ввели. Эта нечеткость является естественной для человека и поэтому более эффективной при планировании, чем попытка выражать все в точных цифрах, свойственная классическим подходам к тайм-менеджменту и планированию вообще. Подробно и строго такой подход развивается в нечеткой логике (fuzzy logic), здесь же нам достаточно интуитивного понимания читателем идеи применения нечетких величин для планирования. Тем более что большинство менеджеров именно таким нечетким планированием постоянно занимаются, а мы лишь облекаем эти интуитивные находки в более строгие формы.

Наконец, для контроля деятельности нам пригодится понятие замысел проекта. В первую очередь, естественно, оно касается проектов высокого уровня - годового и недельного. Замыслы проектов могут быть связаны как с «дерзкими целями», о которых мы говорили выше, так и со SMART-целями. «Дерзкие замыслы», замыслы проблемного типа могут выглядеть примерно так: «А ведь здорово было бы… но как?» Замыслы задачного типа: «Хорошо бы со временем…» И те и другие помогают заранее направить ваше внимание в нужном направлении. «Проблемные замыслы» настраивают ваше сознание и подсознание на поиск нужной информации, позволяющей постепенно превратить проблему в задачу. «Задачные замыслы» позволят не пропустить подходящий момент для постановки и достижения соответствующей SMART-цели.

Заметим, что количество замыслов должно быть больше, чем вы реально можете осуществить. Это позволяет вам создать богатый арсенал «способов реагирования» на различные представляющиеся возможности. При этом слабоструктурированный набор замыслов в отличие от жесткой иерархической системы целей и планов позволяет вам сохранять высокий уровень непредсказуемости, что в конкурентной борьбе является одним из определяющих факторов успеха.

Итак, мы получили изображенную на схеме картину основных единиц организации деятельности: абстрактных (ключевых областей, надцелей, «дерзких целей») и конкретных (задач, проектов, замыслов). Конкретные задачи и проекты пока никак не упорядочены, мы всего лишь создали их обзор. Тому, как упорядочивать задачи и проекты, оптимизировать расходы времени на них и принимать соответствующие решения, посвящен третий раздел.

В заключение второго раздела стоит заметить, что в нем много говорилось об абстракциях типа ценностей, принципов, целей и т. д. К сожалению, менеджеры часто бывают подвержены стереотипу: «конкретное - дельно, результативно, хорошо; абстрактное - теория, ученые, заумь, плохо». Между тем, хотим мы этого или не хотим, но абстракциями мы руководствуемся (хотя не всегда это осознаем), они управляют нашими действиями и очень существенно влияют на вполне конкретные и значительные материальные дела. Поэтому умение оперировать абстракциями, легко переходить от более конкретных к более абстрактным уровням, оценивать качество различных схем и моделей, предлагаемых учеными и консультантами, является необходимейшей чертой стратегически мыслящего управленца, желающего добиваться действительно серьезных конкурентных преимуществ.

Не жалейте времени на осмысление собственной деятельности, формулирование стратегических целей и принципов. Они составляют основу вашей жизни, поэтому экономить на них время - самоубийство.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

О пользе безумной мечты

Андрей Томилин, руководитель юридического отдела компании «АЛФ Консалтинг Групп», Санкт-Петербург

По моим наблюдениям, людей, которые точно знают, чего они хотят добиться в своей жизни, очень немного. Состояние отсутствия целей парализует активность, лишает мотивации и вкуса к жизни. Отсутствие смысла собственной деятельности - это малоприятная вещь. Такой «бесцельный» период жизни превращается для человека в серьезную проблему и источник сильного стресса.

Я предлагаю в подобной ситуации «не ждать милостей от природы», не дожидаться, когда же она придет эта настоящая, своя собственная, долгосрочная и достойная цель. Нужно придумать какую-нибудь безумную, нелогичную, лишенную видимой пользы мечту-идею. Она должна быть такой, чтобы можно было осуществить за год, не больше. Например, прыгнуть с парашютом, посмотреть на случку голубых китов у берегов Новой Зеландии и т. п. Эта цель-мечта-идея должна, кроме того, иметь безумный характер. Я бы такую цель назвал «протестной». Все кругом хотят купить квартиру, построить дом, заработать побольше денег, а мне просто стало скучно, мне все равно, что вы об этом думаете, я хочу не позднее чем через три месяца плюнуть с Эйфелевой башни.

У меня в 2000 г. был сложный период в жизни. Отсутствие долгосрочных целей усугублялось отсутствием работы и подруги. И как-то раз в книге мне попалась мысль о безумной идее, которую надо найти, поставить срок осуществления и претворить в жизнь, несмотря ни на что. Я подумал: в этом что-то есть. Потом подумал, а что бы это могла быть за мечта? Стал придумывать. И придумал, что хорошо было бы съездить на мотоцикле из Санкт-Петербурга в Берлин и обратно. Поставил срок - в конце июня я должен быть в Берлине.

Дело было в конце февраля. Прошу учесть, что в конце февраля у меня не было ни мотоцикла, ни работы, ни денег. К тому же в водительских правах не было категории «А» для вождения мотоциклов. На все про все у меня было 4 месяца.

Первым делом я купил карту Европы и флажками отметил маршрут путешествия. Флажки соединил красной ниткой. Карту с флажками повесил на стену. Потом написал план действий. Поделился своей мечтой с друзьями. Реакция была в основном такой: «Тебе, что, делать нечего? На мотоцикле замучаешься. Ты что, на автобусе не можешь съездить?» И т. п. Но каждый разумный довод о том, почему моя мечта плохая, меня только раззадоривал.

Вдруг я заметил, что жизнь начала мне помогать. Когда я ходил на собеседования, я видел в работе не источник средств к существованию, а возможность осуществить мечту. Зарплата, которую я просил, тоже складывалась главным образом из стоимости мотоцикла, бензина, визы в Германию и т. п. Работа очень быстро нашлась. Причем в хорошей компании. Видимо, работу я получил из-за блеска в глазах. Правда, на втором месяце испытательного срока пришлось пойти на довольно жесткий разговор о значительном повышении зарплаты. Дело в том, что я немного ошибся в расчетах и денег на достижение цели к намеченному сроку стало недоставать. Просьбу удовлетворили.

Короче говоря, поехать мне удалось только в конце сентября. Незабываемые ощущения. Пересек Белоруссию и Польшу. Назад приехал в октябре тоже на мотоцикле.

Итак, спрашиваю себя: «Какую пользу я получил благодаря этой безумной мечте?» В сухом остатке - приятные воспоминания, есть чем похвастаться, новые знакомые, резко возросшее самоуважение и высокая зарплата. Да, и еще по пути в Берлин сделал предложение своей будущей жене, которая тогда жила в Минске, а сейчас со мной в Петербурге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Решение проблем автора Кинан Кейт

3. Составление списка идей Запишите все идеи, с помощью которых можно прийти к решению проблемы. К примеру:Тест на выживаниеСпособы добраться до контрольной точки:Вариант 1. Один из вас крутит педали, а второй сидит на раме.Вариант 2. Вы оба идете и катите велосипед.Вариант

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Составление окончательного списка претендентов Составление окончательного списка претендентов предусматривает сокращение их численности до количества, которое позволит приглашать их на собеседование. Для этого надо проверить персональные качества кандидатов. Тех,

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

Составление списка участников Цель совещания определяет состав участников. Пригласите на совещание людей, которые:? принимают решения по вопросам, связанным с достижением цели совещания;? обладают знаниями, необходимыми для достижения цели совещания;? будут исполнять

Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

Метод структурирования внимания: от жесткого планирования к гибкому реагированию В предыдущем разделе этой части книги мы «провели ежегодное собрание акционеров» и определили стратегические ориентиры. В этом разделе мы займемся регулярным стратегическим и

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Как работает система структурирования внимания С помощью метода структурирования внимания можно эффективно и гибко управлять не только концентрацией внимания на нужных проектах в нужное время, но и своевременным выполнением любых других дел. Организация системы

Из книги Продающие рассылки. Повышаем продажи, используя email-маркетинг автора Броди Ян

Критерии подготовки списка аудитории проекта Начинайте формировать этот список с первых минут проекта. До самого его завершения вы будете с ним работать и вносить коррективы. Для удобства систематизируйте его, например, по категориям, чтобы не искать потом бухгалтера

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Проверка укомплектованности списка аудитории проекта Полностью укомплектовать список участников проекта поможет предлагаемая инструкция. Каждое имя сопровождайте указанием занимаемой должности. В соответствии с этой информацией легко структурировать список по

Из книги Запуск! Быстрый старт для вашего бизнеса автора Уокер Джефф

Разработка шаблона списка аудитории проекта Шаблон списка аудитории проекта, в котором вы учли накопленный в предыдущих проектах опыт, поможет сэкономить время в будущем. Предположим, в ваши обязанности входит подготовка квартального бюджетного отчета. Поскольку

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Сегментация списка для увеличения отклика Кроме того, вы можете увеличить отклик, используя ряд способов сегментации списка рассылки. Сообщите подписчикам из определенной географической области, где и когда вы будете работать офлайн. Создайте специальное

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

10.4. Другие методы структурирования проблемного поля В результате организационной диагностики получаем перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем. Возникают вопросы: что с ними делать, как их оценивать?Ответ на эти вопросы кроется в экспертной

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Советы по формированию списка рассылки Итак, вы составили базу и собираетесь запустить активную рассылку. Но сначала объективно оцените качество вашего списка. Задайте себе вопрос, что важнее для вас: его размер или релевантность? Какой бы притягательной ни была база с

Любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась. На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

Четкая ориентация на определенный интервал времени;

Конкретность и измеримость;

Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

Адресность и контролируемость.

Проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.

Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.

Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.

На четвертом этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности.

30. Исследование параметров организационных структур управления

Организационная структура управления это - целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. В зависимости от соотношения уровней и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную типы организационных структур.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще - на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. слова division - отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. В ряде случаев эти структуры в литературе можно встретить под названием "дробных структур".

Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

При создании организационных структур, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять потребности конкретных потребителей так же хорошо, как это делает компания, которая обслуживает всего одну их группу. В качестве примера организации, использующей организационные структуры управления, ориентированные на потребителя, можно привести коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг в данном случае будут: индивидуальные клиенты, компании, другие банки, международные финансовые организации.

Проектные структуры - это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.

Традиционно руководитель подразделения в любой крупной компании в рамках организационной структуры иерархического типа имеет множество различных обязанностей и несет ответственность за разнообразные аспекты нескольких разных программ, проблем, проектов, видов продукции и услуг. Неизбежно, что в этих условиях даже хороший руководитель будет на какие-то виды деятельности обращать больше внимания, а на другие - меньше. В результате невозможность учесть все особенности, все детали проектов могут привести к самым серьезным последствиям. Поэтому для того, чтобы управлять проектами и, прежде всего, крупномасштабными, и используются специальные проектные структуры управления.

Одной из наиболее сложных структур управления адаптивного типа признается матричная структура . Первоначально она была разработана в космической отрасли, применялась в электронной промышленности и в областях высоких технологий. Матричная структура возникла как реакция на необходимость проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном использовании высококвалифицированной рабочей силы.

Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление - управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.

2.1.1. Ключевые принципы и их определение

По выражению Г. Кунца и С. О"Доннела, «элементы науки управле­ния, например фундаментальные принципы, подобно принципам дру­гих наук, остаются неизменными, даже если управляющий в конкрет­ной ситуации решает пренебречь ими» . Принципы рассматриваются как:

­ исходные положения теории,

­ руководящая идея,

­ начальная фаза систематизации знаний,

­ а также как содержательное обобщение, ос­нованное на анализе фактов, при этом факты в свою очередь служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов;

­ в теории управления под принципом понимается и основное правило организации управления . Примером тому могут быть знаменитые принципы А. Файоля и Э. Деминга.

К ключевым принципам построения методологии и инструмента­рия исследования систем управления следует отнести четыре группы принципов (рис. 2.1):

1) общесистемные принципы , выстраивающие логику построения конфигурации системы, а также логику отношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой;

2) общие принципы исследования , служащие основами познаватель­ного процесса;

3) принципы исследования систем , характеризующие систему как структурированный информационный фрагмент некоторой реальности, определяющий пространство ее познания;

4) принципы кибернетики , отражающие фундаментальные основы изучения целенаправленного поведения системы, независимо от объекта его приложения.

Рис. 2.1. Систематизация принципов исследования систем управления

2.1.2. Общесистемные принципы

Основные общесистемные принципы - это целостность, струк­турность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, уп­равляемость, коммуникационность, единство анализа и синтеза, мно­жественность описания каждой системы. Определения принципов, приведенные ниже, даются по материалам работ .

1) Целостность - принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, а именно:

­ свойство системы как целого не является суммой свойств эле­ментов;

­ свойство системы зависит от свойств и взаимовлияния элемен­тов в процессе функционирования системы;

­ элементы, объединенные в систему, могут терять ряд свойств, присущих им вне системы;

­ свойство целостности связано с целью, для которой создается система.

2) Структурность - возможность описания системы через установ­ление ее структуры посредством отображения совокупности элемен­тов и связей, действующих между ними. При этом поведение системы зависит не столько от поведения отдельных элементов, сколько от свойств ее структуры.


3) Взаимозависимость системы и среды - одно из условий существова­ния системы. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным объек­том. Открытость системы, сращивание со средой наглядно проявляются в биологических, экологических, экономических, социальных, полити­ческих и других системах. И если не осуществлено конфигурирование системы, т.е. не выделена граница между средой и специальным образо­ванием, то понятие системы распространяется на всю среду.

4) Иерархичность - структурная организация сложных систем, состо­ящая в разбиении (декомпозиции) системы на страты (уровни) и упо­рядочении взаимоотношений (взаимодействия) - от высшего уровня к низшему. Иерархичность, или иерархическая упорядоченность, - один из первых принципов построения сложных систем, подразуме­вающий подготовку системы к целенаправленной деятельности, к уп­равлению.

В системах, наделенных иерархической структурой, происходит децентрализация управления. Подсистемы или элементы нижнего уровня получают в свое распоряжение право принятия решений и не­избежно приобретают цель и определенную автономность относитель­но друг друга. Разрастание иерархической структуры представляет со­бой небесконечный процесс и по той причине, что в системе назревают противоречия между частным и целым. Этим обусловливаются посто­янные проблемы установления оптимальной меры централизации и де­централизации и оптимального распределения функций и задач меж­ду иерархическими уровнями системы.

5) Управляемость - это способность системы для достижения постав­ленной цели направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) на основе познания и использования объективных закономерностей свое развитие, своевременно вскрывать противоре­чия и разрешать их, преодолевать негативные внутренние и внешние эозмущения, осуществлять подготовку и принятие решений. В работе 60] отмечается, что управляемость системы по своей содержательнос­ти сходна с понятием достижимости: обе характеризуют возможность выполнения задачи управления - достижения цели.

6) Коммуникационность. Организационная система не изолирована от других систем, а связана множеством информационных каналов со средой, представляющей собой сложное и неоднородное образование. При выделении объекта из среды идентифицируются его связи, им придается ориентированность, частота обмена «сигналами», сила их воз­действия и др. Получение и обработка информации о состоянии среды - сложная исследовательская задача. Коммуникация необходима и для осуществления связи между структурными единицами организации, чем достигается ее целостность как системы.

7) Единство анализа и синтеза - принцип, лежащий в основе процес­са познания любого объекта реальности; он подразумевает неразрыв­ность анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности. Ана­лиз формирует исходные знания для исследования и предполагает расчленение объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых изучается отдельно. Синтез противоположен анализу, но не­разрывно связан с ним. Синтез - это соединение, интеграция различ­ных элементов, сторон предмета в единое целое, в систему.

8) Множественность описания каждой системы. В силу принципиаль­ной сложности каждой системы ее адекватное познание требует постро­ения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

2.1.3. Принципы исследования систем

Принципы исследования систем основываются на принципах об­щей теории систем. К ним относятся: структурирование, системность, идентификация, абстракция, формализация.

1) Структурирование представляет собой расчленение системы на «элементарные» (структурообразующие) единицы (элементы, объек­ты) и установление между ними отношений, подтверждающих целост­ность системы. Подходы к структурированию системы весьма разно­образны и определяются признаком, выбранным исследователем для группирования однородных и распознавания различающихся между собой объектов. В качестве признака могут быть использованы: вид функциональной деятельности, уровни и циклы управления, виды функ­ций и процессов управления и др. Полученная при этом некоторая структура отображает относительно устойчивый аспект системы и мо­жет рассматриваться как ее структурная модель.

2) Системность - это исследование объекта с двух взаимосвязанных позиций. Первая позиция заключается в том, что исследуемый объект рассматривается как система; вторая позиция определяет окружение системы как внешнюю среду, представляющую собой сложную систе­му. Между системой и внешней средой действуют двусторонние связи, наполненные сигналами. В основу принципа системности положены взаимозависимость системы и среды и единство анализа и синтеза. При исследовании внутренней среды организации системность проявляется в синтезе структурных и функциональных элементов, параметров и факторов, определяющих эффективность ее функционирования.

3) Идентификация (отождествление) - определение тождественнос­ти всей системы или ее элемента принятому аналогу или замещение реального объекта формальным объектом, его моделью. Под иденти­фикацией понимается и установление конкретного воздействия фак­торов на систему. В кибернетике идентификация объектов управления - выбор класса математической модели, критерия соответствия модели и объекта, а также построение модели по реализации его входных и выходных сигналов [ 124].

Для идентификации процессов управления К. Менаром предложен набор «схем» (моделей), содержащих справки и рекомендации , а именно:

­ схемы исторического типа, основанные на накопленном опыте;

­ внешние схемы, основанные на схемах взаимодействия с другими
организациями;

­ схемы типа «планов», апеллирующие к заранее намеченным целям.

Широкое применение принципа идентификации в управлении свя­зано с возрастающим использованием научного менеджмента, разви­вающего аналитический стиль управления.

Согласно принципу множественности описания каждой системы, модель изучаемой реальности служит основным инструментом иссле­дования. Любая модель - это абстракция реальной системы.

4) Абстракция - это формирование образа реальности посредством отвлечения и пополнения. Отвлечение упрощает, а пополнение услож­няет образ реальности. В качестве инструмента упрощения или попол­нения в модели выступают идентификация и структурирование, кото­рые предшествуют абстракции.

5) Формализация - это отображение образа реальности с использова­нием формальных языков, а именно языка математики, логики, семи­отики, что позволяет освободиться от обращения к интуитивным представлениям и перейти к более строгим выводам, утверждениям. Ре­зультаты формализации - это прежде всего математические, имита­ционные, семиотические модели изучаемой реальности, а также раз­личного вида алгоритмы, искусственные научные языки и др.

2.1.4. Принципы кибернетики

К общим принципам кибернетики как науки о единстве процессов управления, независимо от объекта их приложения, относят: обратную связь, черный ящик, внешнее дополнение, преобразование инфор­мации, целенаправленность управления и эквифинальность. Определе­ния принципов даются по материалам книги С. Вира «Кибернетика и управление производством» с сохранением авторских фрагментов тек­ста из работ и :

ü обратная связь - поток информации, поступающий после измерения результатов функционирования системы или ее части в сис­тему управления для выработки воздействия на алгоритм управления;

ü «черный ящик» - система (объект), в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные параметры, а внутреннее устройство и протекающие в ней процессы, по «причине недоступнос­ти для изучения или в связи с абстрагированием, не являются предметом исследований»;

ü внешнее дополнение - включение «черного ящика» в цепь управления в условиях, когда используемый язык формализации недостато­чен для описания реальной ситуации системы и этот недостаток уст­раняется путем процедуры внешнего дополнения;

ü преобразование информации - система рассматривается как «машина для переработки информации» с целью ее упорядочения, сни­жения неопределенности и разнообразия, и это делает поведение системы предсказуемым;

ü целенаправленность управления - «управление - неотъемлемое свойство любой системы», а система «является организмом, обладающим своей собственной целью и своим собственным единством»;

ü эквифинальность - существование конечного неупорядоченного множества путей перехода системы из различных начальных состо­яний в финальное состояние, т.е. переход системы из начальных со­стояний в финальное задан не единственным образом.

Дадим краткое пояснение изложенным принципам.

1) Обратная связь в кибернетике, в отличие от ее общесистемного представления, вклю­чает только поток информации с результатами измерения выходного потока системы и именуется информационной обратной связью. Основная идея обратной связи состоит в мониторинге выходной инфор­мации и динамическом анализе результатов поведения системы отно­сительно заданной планом траектории ее функционирования. При выявлении отклонений и в зависимости от их существенности проис­ходит выработка управляющих воздействий. Вводом обратной связи создается замкнутый контур управления.

В кибернетике выделяют отрицательную и положительную обрат­ную связь:

­ если под действием обратной связи первоначальное откло­нение результирующего (выходного) параметра или показателя, вызванное возмущающим воздействием, уменьшается, то говорят, что имеет место отрицательная обратная связь , в противном случае - положительная;

­ положительная обратная связь образуется из однопо­люсных (только положительных или только отрицательных) парамет­рических отклонений.

Они накапливаются и приводят к потерям ус­тойчивой работы системы в целом. Отрицательная обратная связь, представленная как чередование положительных и отрицательных па­раметрических отклонений, настраивает управление на стабилизацию функционирования системы относительно заданной траектории ее раз­вития. Механизм обратной связи делает систему самонастраивающей­ся , т.е. обладающей способностью к компенсации параметрических воз­мущений, и повышает степень ее внутренней организованности.

Особый случай - гомеостатические обратные связи, которые сво­дят внешнее воздействие к нулю; свойство системы оставаться без изменения в потоке событий называют инвариантностью .

В управле­нии организациями обратные связи рассматриваются и как усиливаю­щие, и как уравновешивающие:

­ усиливающие связи могут быть как двигателями роста, так и порождать ускорение спада организации;

­ уравновешивающую (или стабилизирующую) обратную связь мы на­ходим везде, где существует поведение, ориентированное на достиже­ние цели.

Тогда отрицательная обратная связь есть уравновешиваю­щая, а положительная - усиливающая.

2) Введение принципа «черного ящика» - это возможность изучать сложные системы, используя зависимость между входными ресурсами и выходными результатами ее деятельности, не рассматривая механизм преобразования ресурсов. Следует отметить важную особенность дан­ного принципа. Как бы детально ни изучалось поведение объекта, пред­ставленного в виде «черного ящика», получить однозначное заключе­ние о его внутреннем потенциале не удается. Это связано с тем, что одним и тем же поведением характеризуются разные, подобные исход­ному объекты. Подход, основанный на принципе «черного ящика», по­лучил распространение при экспериментальных исследованиях сис­тем, когда больший интерес представляет поведение системы, а не ее строение.

Идентификация системы управления в виде кибернетической мо­дели с замкнутым контуром, в которой объект управления - «черный ящик», приводится на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Кибернетическая модель замкнутой системы управления:

X 0 (t) - алгоритм воздействия;

X(t) - регулируемая величина;

(t) - отклонение;

R - регулятор;

(t) - возмущающее воздействие, приложенное к объекту;

(f) - регулирующее воздействие

3) Принцип внешнего дополнения - практический метод преодоле­ния неполноты формальных языков (теорема Геделя). Этот принцип сводится к тому, что любой язык управления в конечном счете недо­статочен для выполнения поставленных перед ним задач, но этот недостаток может быть устранен благодаря включению «черного ящика» в цепь управления. Например, разработка плана производства на ос­нове математических моделей всегда требует определенного дополне­ния за счет «управления извне» для адаптации (корректирования) модельных расчетов к неформализуемым условиям функционирования или в связи с изменениями некоторых из них под воздействием внеш­ней среды. Элемент «управление извне» встраивается в цепь выработ­ки решений как «черный ящик», так как и он не поддается точному определению.

4) Принцип эквифинальности свидетельствует о том, что управление связано с наличием нескольких конечных путей или альтернатив пе­рехода системы из различных начальных состояний в финальное со­стояние. Понимание рассматриваемого принципа в исследовании си­стем управления расширяет понятие оптимальности управления до многокритериальной оптимизации. Эта процедура сопровождается разработкой определенных групп критериев для различных путей пе­реходов системы из начальных в финальное состояние.

В целом изложенные принципы взаимосвязаны, взаимодополняе­мы и служат фундаментальной основой для исследования систем уп­равления.

Последние материалы раздела:

«Известия»: Из чего будет состоять ЕГЭ
«Известия»: Из чего будет состоять ЕГЭ

Выпускники российских школ 9 и 13 июня сдавали устную часть ЕГЭ по иностранному языку 2018. Экзамен проводится по английскому, испанскому,...

Приветствие по-японски: различные варианты
Приветствие по-японски: различные варианты

Когда мы только начинаем учить японский язык, одно из первых слов, которое мы обычно учим, это слово «спасибо». Самое распространенное японское...

Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод
Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод

С детства хорошо знакомый всем детям и их родителям помощник при царапинах, ссадинах и порезах. Он является быстрым и эффективным средством,...