Постановка звука ф у детей. Описание правильной артикуляции звуков русского языка. Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Разделы: Логопедия

образовательные:

  • дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и
  • Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
  • Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.

грамматические:

  • мягкий знак - показатель мягкости согласных.
  • Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
  • Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
  • Привитие учащимся навыков речевой культуры.

Оборудование:

  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
  • Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
  • Словарный материал. Картинки с изображением животных.
  • "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.

(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).

2. Формулирование темы занятия.

Логопед задаёт вопрос:

- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:

"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".

(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

слабое ;

При сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

При сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук

Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как воет волк? ("В - В - В - В:")

А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ:)

Характеристика звуков "В", "ВЬ".

Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,

парные ("В" - "ВЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (для лягушки ).

Напишите букву "В" в воздухе.

При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

При изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

При автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

Воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное ;

При сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";

При сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".

Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф:)

А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ:)

Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".

Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?

На что похожа буква "Ф"?

Сравнение с образом:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)

Сделаем букву "Ф" из проволоки.

Сравнительный анализ звуков.

(В чём сходство, а в чём различие?)

По артикуляционным признакам.

По присутствию преграды - согласные.

По месту образования преграды - губно-зубные.

По характеру преграды - щелевые (фрикативные).

Воздух идёт через рот - ротовые.

- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.

По акустическим.

Слуховым признакам - шумные, длительные.

Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".

Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".

5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы

6. Физкультминутка.

Д/и "Измени слово" (с мячом):

а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":

б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":

лис т - лиф т

кос точка - коф точка

пуд ик - пуф ик

в) сравните пары слов по звучанию и смыслу

(какими звуками отличаются слова):

сов а - соф а

в аза - ф аза

Ф еня - В еня

дров а - дроф а

7. Выделение главного слова.

Игра: "Буквоед рассыпал слово".

Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь (ФЕВРАЛЬ).

Что обозначает слово "февраль"?

(2-й месяц календарного года;

3-й зимний месяц - считается концом зимы).

Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

Слого-звуко-буквенный анализ слова "Февраль".

  • Произнесите слово "февраль" чётко проговаривая все звуки.
  • Сколько слогов в слове? Почему?
  • Сколько звуков в слове "февраль"? Назовите их по порядку.
  • Есть ли парные звуки в этом слове?
  • Определите место звуков "Ф" и "В" в слове.
  • Как звучит звук "Ф"? (мягко). Почему?
  • Между какими звуками находится звук "В"? Как звучит? (Твёрдо).
  • Отметьте звуковые загадки в слове. Где звуки могут обманывать букву?
  • (Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).

    Вспомним правила.

    1. В слове "февраль " "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
    2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (В слове "феврал ь" в конце слова - звучит один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л" и "Ь".)

    • На какой вопрос отвечает слово "февраль"?
    (Это что?)

    • Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы ?

    (Одной чертой).

    8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

    Родственные слова:

    февраль - февральский.

    Назовите общую часть.

    Подберите к слову "февраль" слова-действия.

    На какой вопрос отвечают слова действия?

    Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл: .

    Подберите слова-признаки.

    На какой вопрос отвечают слова признаки?

    Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный:.

    Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.

    Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.

    9. Работа со словосочетаниями.

  • К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
  • декабрь - декабрьский (мороз, день);
  • январь - январский (холод, воздух);
  • февраль - февральская (оттепель, вьюга, метель, лазурь).
  • (Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).

    10. Работа над текстом.

    Чтение текста (по карточкам).

    Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?

    (в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)

    Работа с деформированными предложениями.

    (тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).

    Работа по выделению границ предложений.

    • О каком времени года говорится в тексте?
    • Как вы догадались, что это зима?
    • Сколько всего предложений в рассказе?
    • Найдите необычные слова, характерные для февраля.

    негосыпы, снеговеи, круговерть).

  • Зачем автор употребляет их?
  • 11. Письменное задание:

    Записать предложения в тетрадях;

    Закрепить правило написания сложных слов

    ("Соединительные гласные: "О" - "Е");

    Выполнить разбор сложных слов по составу.

    12. Итог урока:

    • С какими звуками работали на занятии?
    • Что это за звуки?
    • Что ещё нового вы узнали сегодня?

    Наталья Афанасьева
    Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука [Ф]

    Цель : обучение детей правильной артикуляции звука «Ф» .

    Образовательная задача : формирование отчетливого и правильного произношения изолированного звука «Ф» у детей, а также произношения звука «Ф» в сочетании с гласными в открытых слогах и с согласными в звукоподражательных словах .

    Развивающие задачи :

    Развитие диалогической речи.

    Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, зрительного внимания.

    Развитие физиологического дыхания; умения создавать на выдохе направленную воздушную струю ; развитие артикуляционной моторики .

    Воспитательные задачи :

    Формирование навыков сотрудничества, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

    Воспитание заботливого отношения к животным.

    Методы и приемы :

    Сюрпризный момент;

    Рассказывание сказки с использованием наглядности на фланелеграфе;

    Художественное слово (короткие стихотворения, знакомые детям и новые, загадки) ;

    -артикуляционная гимнастика , показ воспитателем правильного произнесения нового звука ;

    Подвижные игры;

    Игры подражательного характера;

    -дидактические игры :

    Д/и «Кто как кричит» . Цель : закреплять у детей низкого уровня правильное произнесение гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

    Д/и «Заводные ежики» . Цель : упражнять детей среднего и низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука «Ф» , развивать речевое дыхание, умение произносить звук «Ф» долго и непрерывно или отрывисто, в зависимости от замысла ребенка.

    Д/и «Ежик, хочешь молока?» . Цель : упражнять детей низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука Ф ». Развивать умение действовать в игре в соответствии с ролью, развивать игровые навыки ребенка. Развивать внимание, выдержку. Воспитывать интерес к занятию .

    Д/и «Кошка, хочешь молока?» . Цель : упражнять детей среднего и высокого уровня в правильной артикуляции звука Ф » в звукоподражаниях , развивать умение инсценировать короткое стихотворение диалогического характера, передавать настроение персонажа.

    Оборудование :.фланелеграф и набор фигур для показа сказки, маска кошки.

    Предварительная работа

    Занятия по теме НОД «Дикие животные» . «Домашние животные» , рассматривание картины «Ежи» , рассказывание по картине «Ежи» , чтение стихотворений о ежах, заучивание чистоговорок, д/и «Кто где живет» .

    Ход занятия:

    Восп. Ребята, за окном прекрасная погода, тепло. Светит солнце. Скоро лето, и вы поедете к бабушке, дедушке в гости. А хотите сейчас поехать в гости к бабушке и дедушке?

    Ответы детей : Да!

    Восп.:Поехали!

    Дети выстраиваются «паровозиком» , идут и ритмично повторяют за воспитателем слова игры :

    Паровоз гудит : «Ду-ду-у-у!

    Я иду, иду, иду!

    А колеса стучат, А колеса говорят :

    «Тук-тук, так-так,

    Чуф-чуф, чуф-чуф,

    Ш-ш-ш, у-у-у!». Слова дети должны проговаривать на выдохе, дыхание переводить после каждой строчки.

    Дети останавливаются перед фланелеграфом, на котором изображения деревенского домика, елочки, дедушки и бабушки, рассаживаются на стульчики.

    Восп. Приехали!А вот и домик дедушки и бабушки, да вот и они сами нас встречают. Садитесь и послушайте, какая с ними история случилась.

    Рассказывание сказки с пом. фланелеграфа.

    Д\и «Кто как кричит» .

    На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед да баба. И были у них…Кто у них были? Собачка (поставить изображение собаки) . Как она кричит?

    Дети отвечают : Тяф-тяф-тяф!

    Курочка (поставить изображение) . Как она кричит?

    Дети отвечают : Ко-ко-ко!

    Восп. Обрацает внимание на произнесение открытого слога со звуком (О, дать указание : «Ротик открыт, как окошечко» .

    У курочки были цыплята. Как они кричат? Голосок у цыплят тонкий, слабый. Какой?

    Дети отвечают : «ПИ-пи-пи!»

    Восп.:Кошка. Как она кричала?

    Дети отвечают : «Мяу, мур-мур.

    Восп. Сложим губки дудочкой, как у меня (показ для четкой артикуляции звука (У) . Молодцы!

    Артикуляционная гимнастика

    1. Как ваши губки хорошо поработали. Теперь они улыбнутся (упражнение «Улыбка» )

    2. А теперь зубки тихонько покусают нижнюю губку.

    3. Теперь сделаем «заборчик» на нижней губе (упражнение «Заборчик» )

    Восп.: Молодцы. А недалеко от избушки, в лесочке, под кусточком жил вот кто :

    Под соснами, под елками

    Лежит мешок с иголками.

    Кто это?

    Дети отвечают : Ежик!

    Восп. Помещает изображение семейства ежей на фланелеграф.

    -Правильно . В лесочке, недалеко от дома дедушки и бабушки жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Дети повторяют) . Ежики гуляли по лесным тропинкам и пели песенки.

    Показ произношения нового звука «Ф» . Восп. Показывает демонстрирует правильное произношение звука «Ф» и имитирует, будто изо рта вытягивает воображаемую длинную ниточку.

    Мой язычок знает песенку ежа. Вот слушайте. Мои зубки сделали «заборчик» на нижней губе и я произношу на выдохе «Ф-ф-ф» . Я произношу долго, «вытягиваю ниточку» : «Ф-ф-ф» . Вот такая длинная ниточка! А ваши язычки могут петь такую песенку ежа? Вместе с вами споем длинную песенку ежа и вытянем такую длинную ниточку.

    Упражнение в произношении протяжного звука «Ф» - «вытягиваем длинную ниточку» .

    Молодцы. Мы научились петь длинную песенку ежа. А у ежиков есть еще и такая песенка.

    Воспитатель произносит звук «Ф» на одном дыхании толчками.

    Теперь вместе споем такую песенку.

    А сейчас я достану ключик и мы поиграем в игру «Заводные ежики» .

    Восп. Вызывает 4 детей, «заводит их ключиком» , и дети имитируют пыхтение ежика, прерывисто произнося на выдохе звук «Ф» .

    Физкультминутка

    А теперь мы все будем ежиками, и пойдем гулять по лесу.

    Подвижная игра «Ежики»

    По сухой лесной дорожке

    Топ-топ-топ – топочут ножки

    Ходит-бродит вдоль дорожек

    Весь в иголках серый ежик,

    Ищет ягодки, грибочки

    Для сыночка и для дочки.

    Дети имитируют движения ежика : согнувшись, свесив расслабленные руки, наклоняются, ищут ягодки, яблочки. Восп. задает игровые ситуации :

    *Ежик идет далеко, его еле слышно.

    *Ежик подошел близко, он громко топает и фырчит.

    *Ежик нашел яблоко, обрадовался, зафырчал громко и быстро.

    *Ежик напугался шума, свернулся в клубок.

    Погуляли наши ежики и вернулись к себе домой, на стульчики.

    Восп. Дед и баба ежиков любили, молочком поили. И мы ежиков молочком угостим.

    Д/и «Ежик, хочешь молочка?» . Если Ежик «хочет молочка» , он радостно фыркает, если нет – отворачивается.

    Ежик, хочешь молочка?

    Д/и «Кошка, хочешь молока?»

    Ребята, а какое животное еще любит молоко? (Кошка) .

    Давайте мы кошечку угостим.

    Восп. С несколькими детьми проводит игру по тексту детского стихотворения :

    Киска, хочешь молока?

    А в приятели щенка?

    Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кискино горе» . Выходит ребенок, исполняющий роль кошечки.

    Ребята, посмотрите, кошечка наша такая печальная. Что же случилось? Давайте спросим.

    Упражнение в формулировании вопроса и произнесении его с вопросительной интонацией.

    Плачет киска в коридоре.

    У нее большое горе.

    Злые люди бедной киске

    Не дают украсть сосиски.

    Перед ребенком ставится задача прочесть стихотворение выразительно, передать чувства кошечки, ее настроение.

    Восп.: Надо киску пожалеть. Что мы ей скажем в утешение?

    Дети «утешают кошечку» .

    Работа на фланелеграфе.

    Восп.: Кошечка обиделась на дедушку и бабушку и ушла. А им без кошечки плохо. Пробрались в дом мыши. Они разгуливали по дому и грызли все подряд. Решили дед и баба позвать ежей. Пусть прогонят мышей.

    Кого решили позвать дед и баба?

    Зачем ежи нужны?

    И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук, за ним Фок, позади Фэк.

    –Кто идет впереди?

    Кто за ним?

    Кто сзади?

    Идут ежи друг за другом, песенку поют :

    По тропинке мы идем

    Фук, Фок, Фэк.

    К деду с бабушкой идем

    Фук, Фок, Фэк.

    К деду с бабушкой идем

    Фук,Фок, Фэк,

    И тихонечко поем -

    Фук, Фок, Фэк.

    Дети подпевают песенку ежей, проговаривая слова со звуком «Ф» .

    Восп.: Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь , только пели они уже радостно, громко. Дети маршируют под песенку героев, громко проговаривая слова.

    По тропинке мы идем

    Фук, Фок, Фэк!

    К деду с бабушкой идем

    Фук, Фок, Фэк!.

    К деду с бабушкой идем

    Фук,Фок, Фэк!

    Громко песенку поем -

    Фук, Фок, Фэк!

    Заключительная часть занятия . Рефлексия.

    Вот такая история произошла у дедушки и бабушки. Понравилась вам сказка? О ком она была? Как ежи пели песенку? Какие вы молодцы!

    А теперь нам домой пора. На чем мы поедем? Занятие завершается игрой по выбору детей.

    Введение

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    Звук Ф

    Артикуляция звука

    Постановка звука

    Повтори слоги.

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Звук в середине слова:

    Звук в конце слова:

    Повтори предложения.

    Повтори скороговорки.

    У Пифа гость – Паф.

    У Фани – фуфайка.

    У Пафа гость - Пиф.

    У Пети - туфли.

    Флот плывет к родной земле,

    Флаг на каждом корабле.

    Повтори загадку.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной-длинной шеей,

    И питается он листьями -

    Листьями с деревьев. (Жираф)

    Этот глаз - особый глаз.

    Быстро взглянет он на вас,

    И появится на свет

    Метко сыплют игроки

    Выучи стихотворение.

    Посмотрите! Посмотрите!

    Вот какой флажок у Мити!

    Кто флажок подарил?

    Игра «Подскажи словечко».

    Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдет?

    Я и верный мой дружок -

    Кто забил сегодня гол?

    Я, когда играл в... (футбол).

    Скоро вечер, посмотри -

    Загорелись... (фонари).

    Игра «Закончи предложение».

    Игра «Один-много».

    Перескажи рассказ.

    Звук Фь

    Артикуляция звука

    Постановка звука

    Повтори слоги.

    Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

    Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

    Фю - фю –фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

    Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

    Звук в середине слова:

    Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

    Звук в конце слова:

    Юдифь, морковь (фь).

    Повтори предложения.

    У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

    Повтори скороговорки.

    У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

    Повтори загадки.

    Новый дом несу в руке,

    Дверца дома на замке.

    Тут жильцы бумажные

    Все ужасно важные. (Портфель)

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель)

    Красная девица сидит в темнице,

    А коса на улице.(Морковь)

    Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

    Выучи стихотворения.

    Федя полез за конфетой в буфет -

    Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин)

    Дали туфельки слону,

    Взял он туфельку одну.

    И сказал: «Нужна пошире,

    И не две, а все четыре!» (С. Маршак)

    Игра «Составь предложение».

    Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

    Федя - фиалки Фея - туфелька

    Дерево - филин Магазин - финики

    Игра «Один - много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

    ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

    пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

    буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

    графин - (графины)

    Игра «Будь внимательным».

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

    Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

    Повтори слоги.

    Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

    Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

    Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

    Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

    Повтори слова.

    Фомка – Фимка

    Форма - ферма

    Фокус - фикус

    Форма - фирма

    Фуга - фига

    Фурор - фюрер

    Фон – фен

    Фунт - финт

    Повтори предложения.

    Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

    Повтори чистоговорки.

    Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

    Повтори скороговорки.

    У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

    Повтори загадки.


    Из меня посуду тонкую,

    Нежно - белую и звонкую

    Обжигают с древних пор.

    Называясь я...(Фарфор)

    Выучи стихотворение.

    Филин серый, филин старый,

    А глаза горят, как фары.

    Филин - прыг, филин - скок,

    Филиненку дал флажок.

    Филиненок рад, рад

    Два фонарика горят.(Г. Сатир)

    Игра «Твердый - мягкий»

    Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

    Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

    Игра «Составь предложения»

    Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам: Фома – ферма, Феня – фотоаппарат, Федя – телефон, Федя - фокус

    10. Перескажи рассказ.

    Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

    Звук В

    Артикуляция звука

    См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

    Постановка звука

    Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

    Повтори предложения.

    Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

    Повтори чистоговорки.

    Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

    Повтори пословицы.

    Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

    Повтори скороговорки.

    Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

    В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

    Повтори загадки.

    В тихую погоду

    Нет нас нигде.

    Ветер подует -

    Бежим по воде.(Волны)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает.(Воробей)

    Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый.(Василек)

    Кто зимой холодной

    Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

    Выучи стихотворение.

    Весенний воздух свеж и чист.

    Вот зеленеет первый лист.

    Видна в проталинах земля.

    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Игра «Подскажи словечко».

    Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

    Грязнулю всегда выручает... (вода).

    Чик-чирик, не робей!

    Я бывалый... (воробей).

    Окраской - сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая -

    Известная персона. Это... (ворона).

    Игра «Назови ласково».

    Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

    Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

    Вода - (водичка) завод - (заводик)

    Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

    Ива - (ивушка) голова - (головушка)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

    Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

    Звук Вь

    Повтори слоги.

    Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

    Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

    Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

    Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

    Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

    Звук в середине слова:

    Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах:

    Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

    Повтори предложения.

    Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

    Повтори пословицы.

    Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

    Повтори загадки.

    Хохотун Егорка

    Взялся за уборку.

    В пляс по комнате пошёл,

    Оглянулся - чистый пол.(Веник)

    Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает.

    Когда это бывает? (Весной)

    По полю рыщет,

    Поет да свищет,

    Деревья ломает,

    К земле приклоняет.(Ветер)

    Зверь я горбатый,

    А нравлюсь ребятам.(Верблюд)

    Выучи стихотворение.

    Ветер сверху набежал,

    Ветку дерева сломал.

    Дул он долго, зло ворчал

    И деревья всё качал.

    Игра «Подскажи словечко».

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полёт

    Наш российский... (вертолёт).

    Перед домом на Садовой

    Сели мы в троллейбус новый.

    Из открытого окна

    Вся Садовая... (видна).

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

    Витя - отвёртка Класс - новичок

    Вера - ковёр Вера - вязать

    Ветер - деревья Витя - вёдра

    Игра «Один - много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

    Верба - (вербы) визит - (визиты)

    Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

    Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

    Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

    У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

    Повтори слоги.

    Ва - вя Вы - ви Ву - вю Во - вё

    Вя - ва Ви - вы Вю - ву Вё - во

    Ва - вя - ва Ви - вы – ви Вю - ву - вю Вё - во - вё

    Вя - ва - вя Вы - ви - вы Ву - вю - ву Во - вё - во

    Повтори слова.

    Вата - Витя Выдра - ведра Высь - висеть

    Ваша - вишня Слава - Славик Диван - девица

    Вахта - вихрь Трава - травинка Вон - Вена

    Важный - вяжет Ваза - виза Воз - вес

    Вулкан - вилка Выть - видеть Ворс - верста

    Повтори предложения.

    Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

    Повтори чистоговорки.

    Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

    Повтори скороговорки.

    Вертлявый ветер вырывал

    Ворота, как вертушки.

    Ворчливый ворон воровал

    Вчерашние ватрушки.

    Воробья врачи спасли,

    В вертолет его внесли:

    Вертолет вертел винтами,

    Волновал траву с цветами.

    Повтори загадки.

    Заверчу, закручу,

    В небеса улечу.(Вертолет)

    Плещет теплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните:

    Что за море в комнате.(Ванна)

    Этот конь не ест овса,

    Вместо ног - два колеса.

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем.(Велосипед)

    Выучи стихотворения.

    Любо плавать Ване

    В белом море - в ванне.

    Только вот обидно:

    Берега не видно.

    Видимость пропала,

    Мыло в глаз попало...(А. Шлыгина)

    В поле волк-волчище едет

    На своем велосипеде.

    Обогнал сегодня он

    Воробья и двух ворон,

    Только ветер - ветерок

    Перегнать никак не мог. (Г. Сатир)

    Игра «Твердый - мягкий».

    Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

    Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

    Ваня - велосипед Вика - сливы

    Витя - халва Витя - клятва

    Сева - ковер Вера - волна

    Перескажи рассказ.

    Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

    Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

    Дифференциация звуков В – Ф

    После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

    Повтори слоги.

    Ва – фа By - фу - ву – фу Ва - во - ву - вы

    Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы

    Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы

    Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы

    Повтори слова.

    Ваня – Фаня Вилка - Филька

    Веня - Феня Влага - фляга

    Вата - фата Сливы - скифы

    Ваза - фаза Травы - графы

    Сова - софа Гривы - грифы

    Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

    Повтори предложения.

    У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

    Повтори чистоговорки.

    Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

    Повтори скороговорки.

    Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

    Игра «Скажи наоборот».

    Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.Вата - (фата) винт - (финт)

    Ваза - (фаза) сова - (софа)

    Вас - (фас) Веня - (Феня)

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

    Вова – флажок Иван - футбол

    Валя - шарф Вася - фабрика

    Вася - фотоаппарат Витя - фокус

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

    Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

    Введение

    Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

    Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

    Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

    На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

    Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

    Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

    Звук Ф

    Артикуляция звука

    Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

    Постановка звука

    1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

    2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

    3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

    Практический материал по автоматизации звука Ф

    Повтори слоги.

    Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

    Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

    Фу-фу-фу Фо-фа-фу-фы Оф-оф -оф

    Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

    Звук в середине слова:

    Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

    Звук в конце слова:

    Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах:

    Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

    Повтори предложения.

    Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

    Повтори скороговорки.

    У Пифа гость – Паф.

    У Фани – фуфайка.

    У Пафа гость - Пиф.

    У Пети - туфли.

    Флот плывет к родной земле,

    Флаг на каждом корабле.

    Повтори загадку.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной-длинной шеей,

    И питается он листьями -

    Листьями с деревьев. (Жираф)

    Этот глаз - особый глаз.

    Быстро взглянет он на вас,

    И появится на свет

    Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

    Метко сыплют игроки

    Мне ногами тумаки.(Футбольный мяч)

    Выучи стихотворение.

    Посмотрите! Посмотрите!

    Вот какой флажок у Мити!

    Кто флажок подарил?

    Митя сам смастерил.(О. Высотская)

    Игра «Подскажи словечко».

    Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдет?

    Я и верный мой дружок -

    Красный, маленький... (флажок).

    Кто забил сегодня гол?

    Я, когда играл в... (футбол).

    Скоро вечер, посмотри -

    Загорелись... (фонари).

    Игра «Закончи предложение».

    На празднике у мальчика в руках... (флажок).

    Мама завязала дочке на шею... (шарф).

    Вечером у машин горят... (фары).

    У каждого человека есть имя и... (фамилия).

    В цирке часто показывают... (фокусы).

    Игра «Один-много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

    Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

    Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

    Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

    Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

    Звук Фь

    Артикуляция звука

    См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

    Постановка звука

    По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

    Звук «В» произносится губами, при помощи воздушной струи, у ребенка у которого нарушено произношение звука В – воздушная струя не доходит до места его произнесения.

    Постановку звука В мы будем проводить в несколько этапов.

    1 этап: Научится произносить звук В изолированно.

    На первом этапе упражнения ребенок должен выполнять вслед за Вами, по показу. Внимание!!! Сначала не говорите ребенку, какой звук вы учитесь произносить.

    Закусите нижнюю губу верхними зубами и в этом положении выдувайте изо рта воздух. Скажите ребенку: «Сегодня мы с тобой будем учиться дуть, как ветер». Пусть малыш поднесет свою ладонь ко рту и ощутит, что прохладная струя воздуха уходит вниз. Попросите ребенка приложить свою руку к горлу и ощутить, что при произнесении звука «В» – горло «звенит» (звук В – звонкий). Потренируйтесь еще несколько раз произносить звук «В». После того как ребенок научится легко произносить звук «В», скажите какой звук вы выучили: «Ветер дует – В-В-В…»

    2 этап: Научится произносит звук «В» в слогах.

    Пусть ребенок повторяет за вами слоги со звуком В:

    ВА, ВО, ВУ, ВЭ, ВЫ

    Ва-во-ву

    Ва-ву-вы

    Ва-вэ-ву

    Во-ву-вы

    Во-вэ-ва

    Ву-ва-во

    Ву-вы-вэ

    Вы-ву-вэ

    Вэ-ву-вы

    Скажите ребенку: «Я буду читать начало слова, а ты будешь добавлять песенку ветра - слог -ВА-». После добавления слога, ребенок должен сказать какое словонего получилось. Это упражнение не только учит произносить звук «В», но и развивает фонематический слух.

    Со…, ни…, сли…, гри…, бук…, тык…, сло.., Са…

    Бор - …ор, бар - …ар, база - …аза, порох - …орох, загон - …агон.

    Следующее задание: читайте слоги, а ребенок пусть на слух их повторяет:

    авма – овма

    умва – овма

    овма – авма

    увма – ывма

    ава – ова – ува

    ава – ово – уво

    аву – ову – ыву

    ыву – ову – уву

    вна – нва – вма

    нво – вну – внэ

    вмы – вмэ – вму

    вма –вмо – вмы

    3 этап: Научится произносит звук «В» в словах.

    Повторите вместе с ребенком слова со звуком «В":

    Если звук получается не достаточно четко, пусть ребенок первое время утрирует произношение, закусывая нижнюю губу.

    Вагон, ваза, валик, василек, ватин, валенки, воздух, вождь, волейбол, волк, воин, водолаз, волос, высота, выдра, выдумка, вышивка, высоко, выписка.

    Голова, завод, овал, овощ, поводок, поплавок, внучка, вторник, всадник, халва, вкус,

    Загадайте ребенку загадки, а ребенок отгадывая будет говорить слова со звуком В:

    Серовато,

    Зубовато,

    По полям рыщет,

    Телят, ягнят ищет…(Волк)

    Убирает в доме сор.

    Ловок он, придирчив, скор.

    Вот походкою прошел

    Легкий и упругой.

    А хозяйка:

    Хорошо!

    Отправляйся в угол…(Веник)

    Есть один такой цветок,

    Не вплетешь его в венок,

    На него подуй слегка:

    Был цветок – и нет цветка…(Одуванчик)

    Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Зовут ее …(Ворона)

    4 этап: Научится произносить звук «В» в предложениях и закрепить его в самостоятельной речи:

    Пусть ребенок повторит за вами чистоговорки на звук «В»:

    Ва-ва-ва – вот высокая трава.

    Во-во-во – так вокруг красиво.

    Вы-вы-вы – даже выше головы.

    Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

    Ви-ви-ви – меня громко позови.

    Ве-ве-ве – я сижу на дереве.

    Вё-вё-вё – в гости всех позовем.

    Вя-вя-вя – воробей съел червя.

    Вю-вю-вю – локоны завью.

    Выучите с ребенком скороговорки со звуком В:

    В одо в оз в ез в оду из в одопро в ода.

    На солнышко в о все глаза не в зглянешь.

    В есна – как па в а: в сему свету краса и сла в а.

    Выучите с ребенком стихотворение со звуком В: Вертолет

    В оробья в рачи спасли,

    В в ертолет его в несли.

    В ертолет в ертел в интами,

    В олновал тра в у с ц в етами.

    Методическая разработка: Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (замена звука С на Ф).

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

    Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения – функциональную и механическую (органическую).

    В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата говорят о механической дислалии.

    К функциональной дислалии относят дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При данном дефекте нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические и ли артикуляционные образцы отдельных звуков.

    В функциональной дислалии выделяют три основные формы дислалии:

    1. Акустико-фонематическая (сенсорная) дислалия – замены и смешения более сложных по артикуляции звуков.
    2. Артикуляторно-фонетическая (моторная) дислалия – искажение звуков.
    3. Артикуляторно-фонематическая (смешанная) дислалия – к этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

    Механизмом этому дефекту могут служить как недостаточная сила и подвижность органов артикуляционного аппарата, так и недостаточный уровень дифференциации фонематического слуха.

    Этиология нарушения: биологические (частые соматические заболевания ребенка), социальные (дефицит говорения и воспринимаемой речи, неправильное речевое окружение).

    Симптомы нарушения: замены и смешения более легкими звуками по артикуляции.

    Выделяют два основных варианта нарушений.

    1. При первом – артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
    2. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).

    Замены и смешения при смешанной форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков:

    • свистящими и шипящими (с-ш, з-ж),
    • взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными (т-к, д-г),
    • парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с-сь, л-ль, т-ть),
    • аффрикатами (ц-ч),
    • сонорами (р-л).

    Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

    Правильная артикуляция звука [С]:

    • Губы: не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке;
    • Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены;
    • Язык:
    • кончик широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек,
    • передняя часть спинки — широкая, поднимается к альвеолам и посередине образует с ним щель в форме желобка,
    • средняя часть спинки опущена, по середине ее образуется продольный желобок,
    • задняя часть спинки незначительно поднята,
    • боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе;
    • Мягкое небо: поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
    • Голосовые складки: не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
    • Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, ощущается тыльной стороной руки;

    Сбой артикуляции звука [С], губно — зубной парасигматизм (Ф):

    При не правильном произношении звука [С] образуется шум, похожий на свист, звук [С] заменяется звуком (Ф)

    • Губы: нижняя губа сближена с верхними резцами;
    • Зубы: нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены;
    • Язык:
    • кончик языка оттянут от нижних резцов,
    • передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад,
    • средняя часть спинки приподнята и слегка сдвинута назад,
    • задняя часть спинки приподнята,
    • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
    • Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
    • Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
    • Воздушная струя более рассеянная, проходит между нижней губой и верхними резцами.
    • Предрасполагающий фактор: прогнатия, нарушение фонематического слуха.

    Таким образом, работа по исправлению данного звука состоит из следующих этапов:

    1 этап – подготовительный

    Формирование правильной артикуляции, упражнения для отработки движений нижней губы вверх-вниз, вырабатывается положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умение распластывать язык, удерживать кончик языка за нижними резцами, длительная воздушная струя по середине языка. Формирование умения различать на слух звуки С-Ф, отрабатывается звук И, сочетание ИЕ.

    Коррекция фонематического слуха:

    • Дифференциация неречевых звуков.
    • Дифференциация слуха по долготе, силе и высоте, тембру.
    • Дифференциация слов: — слов одинаковых по длине и разных по наполнению,
    • - слов квазиомонимов.
    • Дифференциация слогов.
    • Дифференциация фонем.
    • Фонематический анализ и синтез.

    Артикуляционная гимнастика:

    1.«Лопатка»

    Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

    Язык лопаткой положи
    И под счет его держи:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Язык надо расслаблять!

    2.«Хоботок»

    Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

    Подражаю я слону.
    Губы хоботком тяну.
    А теперь их отпускаю
    И на место возвращаю.

    3. «Киска сердится»

    Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

    На скамейке у окошка
    Улеглась и дремлет кошка.
    Кошка глазки открывает,
    Кошка спинку выгибает.

    4. «Упрямый ослик»

    Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

    5. «Качели»

    Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

    На качелях я качаюсь
    Вверх-вниз, вверх-вниз.
    Я все выше поднимаюсь,
    А потом - вниз.

    6.«Посчитай нижние зубки»

    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

    С языком случилось что-то,
    Он толкает зубы!
    Будто хочет их за что-то
    Вытолкнуть за губы.

    На этапе автоматизации звук вводится в слоги прямые, обратные, со стечением, в слова и фразовую речь. Иногда автоматизацию в слогах начинают используя механическую помощь.

    Автоматизация звука:

    В слогах:

    • прямых – са, со, су
    • обратных – ас, ос, ус
    • со стечением согласных – ста, спа, сма (аст, асп)

    В словах:

    • (звук н начале слова) – сам, сани, сумка
    • (стечение согласных) – стук, скамейка, спутник
    • (звук в середине слова) – оса, коса, носок
    • (звук в конце слова) – ананас, кокос, пояс
    • (слова с двумя звуками) – соска, соус, насос

    Во фразах

    – аппетитный суп, мамины бусы, сытая собака.

    В предложениях:

    3 слова – У сома усы. Сын ест суп. Сын моет посуду.
    4 слова – Соня сама ест суп. Пёс ест ку­сок мяса.
    5 слов – Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса.

    В стихах и чистоговорках:

    Киска, киска, где твоя миска?
    Ест киска суп из миски:
    Сыта киска — пуста миска.

    Сыплет, сыплет снег с небес.
    Спит под снегом зимний лес.
    Сонный сад в снегу стоит.
    Сад под снегом тоже спит.

    Серая гусыня
    Заботится о сыне.
    Спит гусенок сладким сном
    У гусыни под крылом.

    Рассказ, пересказ:

    У Сани самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Наступил Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
    Едет мимо Сани Денис на самокате. «Ага, так надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на самокате к тенистому саду.

    В скороговорках:

    Сани у Сани едут сами.
    У Сысоя усы до пояса.

    Дифференциация звуков [С] — [Ф].

    В слогах:
    Са-фа, со-фо, су-фу, сы-фы.
    Ас-аф, ос-оф, ус-уф, ыс-ыф
    Са-са-фа, са-фа-са, фа-са-са

    В словах: сон- фон, навес, свисток.

    В словосочетаниях: вкусная сметана, автобусная остановка, высокая стена.

    В предложениях: Автобус едет. В саду много ос. Анфиса покупает бусы для себя. У нас в саду кусты и высокие сосны.

    В стихах и чистоговорках:

    В саду сани Стаса, Вани.
    На санях Стас
    Катает нас.

    Ас-ас-ас – у нас дома квас,
    Ос-ос-ос – в саду много ос,
    Ус-ус-ус – у Сани новый автобус,
    Ыс-ыс-ыс – Денис пьет кумыс.

    В текстах (рассказ, пересказ):

    Это тенистый сад. В саду сосны и кусты. Денис и Стас едут по саду на самокатах. Вот самая высокая сосна. На сосновом суку сова и два совенка.

    В скороговорках:

    Достает из сумки Стас
    Пастилу и сладкий квас.
    Сладким квасом с пастилой
    Угостит Стас нас с тобой.

    Последние материалы раздела:

    Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод
    Йод - описание свойств с фото; суточная потребность в данном веществе; описание его недостатка и избытка с симптомами; основные источники йода Из каких водорослей получают йод

    С детства хорошо знакомый всем детям и их родителям помощник при царапинах, ссадинах и порезах. Он является быстрым и эффективным средством,...

    Осина (дерево): описание с фото
    Осина (дерево): описание с фото

    В древности к осине относились по-разному. Одни были уверены, что это проклятое дерево. Например, мифология Древней Греции гласит, что росло только...

    Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы На сколько подорожает жкх в году
    Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы На сколько подорожает жкх в году

    С 1 июля 2017 года в Москве вырастет плата за жилищно-коммунальные услуги. Новые ставки и тарифы утверждены постановлением правительства Москвы...