Я против синквейна в логопедии. «Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Алгоритм составления синквейна

КАБАЧЕНКО Е.И., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д/с № 2444;

КАБАЧЕНКО Н.А., учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1446, ГБОУ д/с № 2444, Москва


Л
огопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое­временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

  • · нейропсихологические;
  • · кинезитерапия;
  • · различные виды логопедического массажа;
  • · суджок-терапия;
  • · гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн - в переводе с фр. -«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия,не толькоразвивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • · первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • · вторая строка - два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • · третья строка - три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  • · четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • · пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • · иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • · владеть:

Анализом, обобщением,

Понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;

  • · уметь подбирать синонимы;
  • · научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • · согласовывать слова в предложении;
  • · правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

Синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Целесообразное
использование синквейна

  • · На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

  • · Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

  • · На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.

Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МАСТЕР-КЛАСС:

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи».

Подготовила и провела:

учитель – логопед

Костакова Е.А.

Цель мастер-класса:

дать представление об использовании инновационной технологии развития речи «синквейн», о значении этой технологии в системе коррекционно-развивающей работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна

Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Что такое «Синквейн».

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

Этапы работы.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:


иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

владеть навыком обобщения,
согласовывать слова в предложении,

правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

Упражнение «Подбери схему к слову»

Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

    Береза.

    2. Тонкая, белоствольная.

    3. Растет, зеленеет, радует.

    4. Береза - символ России.

    5. Дерево.·

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

    Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

    Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

    По прослушанному рассказу или сказке;

    Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.·

    Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

    Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений

    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

    Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Для родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

Создается копилка – образцов детских синквейнов.

Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

    Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

    Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

    Синквейн является игровым приемом.

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

    Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

    Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

    Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

    Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

    Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

    Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

II. Практическая часть:

- Совместная работа с педагогами «Синквейн о синквейне»

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

- Самостоятельная работа педагогов.

- Обсуждение полученных результатов.

- Подведение итогов.

Итог.

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Клименко Ирина Михайловна , учитель-логопед
Ростовская область г.Каменск-Шахтинский

цель: опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества. Задачи: Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Опыт работы: «Инновационные технологии

в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн»

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Алгоритм составления синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.

Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

Лексическая тема: «Время года»

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

Волшебница.

Лексическая тема: «Транспорт»

1.Самолет.

2.Новый, серебристый.

3., летит, гудит.

4.Я люблю путешествовать.

5.Воздушный транспорт.

Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, - про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка, при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора, основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности. Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развития личности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности, предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить, выложить мозаику, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения - синквейн» на тему недели. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн - записывая печатными буквами на листе бумаги. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные. К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн.

Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

Новая технология открывает новые возможности;

Не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

Данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

Синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», т.е. пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

Владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак;
-научиться правильно понимать и задавать вопросы;

Владеть навыком обобщения;
-согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи :

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку:

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», накапливается материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть.

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Приведем примеры синквейнов.

1. Снегирь.

2. Красногрудый, черноголовый.

3. Сидит, клюёт, пугается.

4. Снегирь - символ холодной зимы.

5.Зима, холод.

1.Зонт.

2.Цветной, большой.

3. Раскрывается, защищает, закрывается.

4. Мой зонтик самый замечательный.

5.Дождь.

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий:

Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

По прослушанному рассказу или сказке;

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.·

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Данный метод может легко интегрироваться с другими областями программы.

Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР. Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

    Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Амиржанова Г.Б., логопед высшей категории.Казахстан. Костанай. Коррекционная школа-интернат № 2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обучающие цели:

1. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков “З” и “Ж”. Сравнение и дифференциация.

2. Чтение слогов, слов и текста со звуками “З” и “Ж”.

3. Правописание “ЖИ” в словах.

4. Развитие предметно-практической деятельности на уроке - путём пополнения активного словаря по теме “Дикие животные”.

5. Составление синквейна.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики

4. Развитие образного мышления.

Воспитательные цели:

1. Воспитание заботливого и внимательного отношения к природе и животным.

2. Выполнение творческой работы по развитию образной речи по теме “Дикие животные”.

Оборудование: индивидуальные зеркала, символы звуков “З” и “Ж”,

предметные картинки со звуками “З” и “Ж” в их названиях, сравнительная таблица звуков, картины диких животных (белка, заяц, ёж, лиса), карточки с

текстами рассказа, зелёный и жёлтый конверты, ватка, карточки для слогового анализа и синтеза, шнуровка, графическая схема построения синквейна, экран.

Ход занятия:

I этап. Подготовительный

Психологический настрой (хоровое проговаривание детьми)

Оргмомент: Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Картины: ЖУК, КОМАР. Введение в тему:

Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

Кто встретился на дорожке?

Как жук познакомился с комаром?

А вы так же вежливо здороваетесь друг с другом при

Догадались, какая тема урока?

Чтобы чётко и ясно проговаривать слова нужно

сделать артикуляционную гимнастику.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

1. Упражнение на выработку длительной воздушной струи.

“Пушинка” - сдувание ваты.

2. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар –сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” - сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”. 3. Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” - вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

4. Упражнение на активизацию мышц языка:

"Чашечка"- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” - кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

этап. Основная часть.

Сравнение “З” и “Ж” по артикуляционным и акустическим признакам:

“З” - символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный. Звук “З” - согласный, звонкий.

“Ж” - символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук “Ж” - согласный, звонкий.

Работа со звуками:

1. Узнать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ).

2. Определить звуки “З” и “Ж” на слух. Работа с символами: зелёный – “З”, жёлтый – “Ж”.

3. Определить звуки “З” и “Ж” по графическому обозначению.

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

0 0 0 0 0 0 0 0

4. Сравнительная характеристика (таблица) звуков З и Ж.

Развитие фонематических представлений и звуко-буквенного анализа.

1. Разложить предметные картинки по конвертам: в зелёный – со звуком “З”, в жёлтый – со звуком “Ж” (лыжи, замок, зонт, жираф, роза, обезьяна и др. Определить место звука “З” или “Ж” в слове.

2. Чистоговорки: Проговаривать в спокойном, затем в ускоренном темпе.

“Жук упал и встать не может,

ждёт он кто ему поможет”.

(имитация движений жука кистями и пальцами рук)

“Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю”.

(пальчиковая фигура зайца двумя руками)

Физпауза: Логопед называет слова-паронимы.

Дети - на слова со звуком “З” - делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, а на слова со звуком “Ж” - приседания, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

Пожар – базар лежать – лизать

разок – рожок зевать – жевать

коза – кожа звать – ждать

Пальчиковая гимнастика: упражнение - “Шнуровка".

В лесу пошёл дождик, покажем дождевые нити.

Обозначение звука - буквой.

1. Нахождение З и Ж в кассе букв.

2. Сравнение образа буквы с предметами.

“Эта буква широка (буква Ж)

и похожа на жука.

И при этом точно жук

издаёт жужжащий звук”.

“На эту букву посмотри

она совсем как цифра 3” (буква З)

3. Прописывание заглавных и строчных букв в воздухе, рука на локте.

4. Прописывание букв Зз и Жж в тетрадях.

Работа со слогами:

1.“Запомни – повтори”. Развитие слухового восприятия путём запоминания слоговых цепочек.

за – за –жа –жа жа – за – жа

жа – жа – за за - жа – за

зу – жу– жу – зу зо – зо – жо

2. Слоговой диктант (самопроверка).

ЖА, ЗА, ЗЫ, ЖУ, ЗЕ, ОЖ.

3. “Грибы в лесу” - задание на слоговой анализ и синтез. Слоги рассыпались – собери слово (на шляпке начало слова, на ножке гриба – конец слова).

Работа на уровне слова:

1. Составить фразу или предложение с получившимися словами

(журнал, живот, жуки, зубы, звонок, зима и т.д.)

2. Правописание ЖИ. “Один – много” - изменение сущ.в числе.

Нож – ножи , ёж – ежи , лужа – лужи , гараж – гаражи .

Записывание слов на доске и в тетрадях.

Хоровое проговаривание: ЖИ – пиши с буквой И.

Гимнастика для глаз:

“Глазки крепко закрываем,

дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

и работать продолжаем!”

этап. Заключительный .

Развитие связной речи: Работа с текстом.

Каждый зверь умеет спасаться от врагов. Зайку выручают быстрые ноги, белка вмиг залезет на дерево. А у ёжика своя защита - колючки.

Но не всегда острые иглы выручают из беды. Хитрая лиса может закатить ежа в лужу. Только он поплывёт, как лиса схватит его за мордочку и съест.

1. Логопед читает текст по ходу выставляя картинки:

ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЁЖ, ЛИСА.

Обобщение: - какие это животные? (дикие)

2. Учащиеся самостоятельно читают текст. Вставляют пропущенные буквы З и Ж в текст.

3. Развитие образной речи. Составление и проверка синквейна.

Учащиеся выбирают себе одно из этих животных (картинку) и составляют мини-описание рассказ по определённому плану.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка - фраза (предложение) из 4 слов

5 строка - существительное – заключение

Например: 1. Лиса.

2. Рыжая, хитрая.

3. Бегает, ворует, ловит.

4. У лисы маленькие лисята.

Итог урока. – Над какими звуками работали на занятии?

Рефлексия.

– Будем вежливыми, как жук и комар и пожелаем друг другу успехов в учёбе.

Последние материалы раздела:

Марципан что это такое польза и вред
Марципан что это такое польза и вред

Марципан - это кондитерское изделие, которое можно употреблять в оригинальном виде или использовать в качестве ингредиента для приготовления...

Готовим квас из берёзового сока с сухофруктами, вишней и даже с кофе
Готовим квас из берёзового сока с сухофруктами, вишней и даже с кофе

Польза и вред березового сока были хорошо знакомы нашим предкам. Точнее, они больше знали о его полезных, лечебных свойствах. Также знали, когда и...

Слоеные хачапури с сыром
Слоеные хачапури с сыром

Хачапури — национальное блюдо грузин, заслужившее популярность как на Кавказе, так и далеко за его пределами. Существует немало вариаций рецепта...