Составление рассказа в старшей группе. Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

План - конспект НООД для детей старшей группы по теме

«Составление рассказа-описания «Кукла»

Цели и задачи:

    Учить составлять описательный рассказ.

    Различать существительные единственного и множественного числа.

    Употреблять уменьшительно - ласкательные суффиксы.

    Развивать память, внимание, связную речь.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент.

Педагог спрашивает у детей: «Вы хотите узнать, кто придёт к нам сегодня в гости? Тогда угадайте сами». Ответы детей.

Игра «Да-нет» (ТРИЗ)

Предполагаемые вопросы детей:

Это природный мир? (Нет)

Это рукотворный мир? (Да)

Это одежда? (Нет)

Это Электроприборы? (Нет)

………………………..

Это игрушки? (Да)

В них играют мальчики?

……. и т.д.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит, что сегодня в гости к ним пришла кукла Маша. Она идёт в гости к своей подруге на День рождения. Педагог обращает внимание на то, что Маша очень нарядно одета.

2.Составление описательного рассказа о кукле с использованием мнемотаблиц (лицо девочки, знак вопроса, различные материалы, силуэт человека, части гардероба, кукла в коляске, кукла на боку лежит на полке)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Кто это?

Как ее зовут?

Из чего она сделана?

Показать части тела куклы.

Что на ней надето?

Что с ней делают?

Как нужно обращаться с куклой?

3. Составление описательного рассказа по цепочке (воспитатель может помогать вопросами).

Пример рассказа: «Это кукла. Ее зовут Маша. Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая. У куклы есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

4. Составление описательного рассказа 2-3 детьми.

3.Физминутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит слово в единственном числе, тот отвечает во множественном (глаз – глаза, голова – головы, шея – шеи, ухо – уши, локоть – локти и т.д).

9.Игра «Закончи предложение».

У малыша ушко, а у взрослого…….

У взрослого рука, а у малыша - ………..

У малыша ноготок, а у взрослого - ……..

У взрослого рот, а у малыша - …….

10. Отгадывание загадок.

Двое идут, двое несут, третий говорит. Что это? (ноги, руки, голова).

Один говорит, двое глядят, двое слушают Что это? (рот, глаза, уши).

Итог

Воспитатель говорит о том, что Маше пора на День рождения, она очень рада, что так хорошо с вами поиграла, повеселилась, вы ей очень понравились, и обязательно придёт к вам ещё в гости. Прощается с детьми и уходит (педагог убирает куклу).

Задаёт детям вопросы:

Вам понравилась Маша?

Почему? (дети описывают куклу).

Как мы с не играли? Во что? ..............

Что больше всего понравилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Составление рассказа на предложенную тему»

Подготовила и провела

воспитатель: Ахмедова

Наталья Владимиров

Арзамас 2013 год а

Задачи: 1.Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный текст.

2.Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

3.Уточнить и закрепить правильное произношение звуков з, ж , изолированных, в словах и фразах; учить произносить эти звуки протяжно, с различной силой голоса (громко, тихо); учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками.

4. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: картинки с изображениями гномов; картинки с изображениями животных: заяц, коза, зубр, жираф, медведь, журавль.

Ход занятия:

В.: Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется « Слова наоборот». Я буду вам говорить слова, а вы должны мне придумать слова «наоборот», т.е. слова с противоположным значением.

Игра « Слова наоборот»

Добро (зло ), труд (лень ), храбрость (трусость ), страшный (красивый ), сильный (слабый ), вперед (назад ), легко (трудно ), начало (конец ), день (ночь ), пасмурно (ясно) .

В. : Молодцы, с заданием справились. Ребята, давайте вспомним сказку « Белоснежка и семь гномов», которую мы с вами читали на прошлой неделе. О ком говорится в этой сказке? (О Белоснежке и гномах )

В.: Вы не помните, как их звали? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы сможете сказать, глядя на эти картинки, кто из них кто? (Дети показывают и называют)

В.: Почему вы так думаете? Как вы догадались? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы не знаете, почему их так назвали? (Ответы детей )

В .: Послушайте, а я вам прочитаю, почему же так назвали гномов. (Читает сказку со слов « Жили они в бедной…»)

В .: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

Кто такие гномы?

Как звали гномов из сказки?

Почему же их так назвали?

Дети отвечают. Если они затрудняются в ответе на какой-либо вопрос, можно использовать вопросы-подсказки.

Как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались?

Как звали гнома, который все время чихал?

А кто все время молчал?

Кто любил спать? А кто ворчать?

Кто всегда стеснялся?

Кто всегда был веселым?

В .: Попробуем придумать короткий рассказ о том, как гномы праздновали новоселье. Но сначала представьте, что мы с вами находимся на празднике у гномов и танцуем вместе с ними. Это поможет нам при составлении рассказа.

Воспитатель предлагает детям потанцевать под музыку.

В.: Молодцы, ребята. Мы с вами окунулись в атмосферу праздничного настроения и веселья, совсем как братья- гномы. Сейчас придумайте рассказ о новоселье гномов.

Дети составляют рассказ.

В .: Ребята, вы просто замечательные сказочники.

Физкультминутка (в кругу).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют соответствующие движения.

В .: Послушайте 2 стихотворения, которые я буду читать, и скажите, какой звук чаще в них слышится. Но для начала скажите мне, чем отличается звук от буквы.

Дети : Буквы пишутся, а звуки произносятся.

В .(читает ): Зайка.

На замок закрыли Зайку.

Он сидит и ждет хозяйку.

В .: Какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении. Произнесите его четко. (Дети произносят)

В .: Послушайте, как я произнесу этот звук. (В. протяжно произносит звук з )

В .: Произнесите его так же, как я. (Дети произносят звук з протяжно )

В .: В каких словах стихотворения слышится этот звук? (Зайка, замок, закрыли, хозяйку )

В.: Теперь слушайте второе стихотворение:

Жук в коробочке лежит

И в коробочке дрожит.

В .: Какой звук слышится здесь часто? Четко произнесите его.

Дети произносят звук ж.

В .: Послушайте, как протяжно можно произнести звук ж . Произнесите его.

Дети произносят протяжно звук ж.

В .: В каких словах вы услышали этот звук? (Жук, лежит, дрожит )

В .: Ребята, давайте поиграем с вами в эхо. Один из вас должен произнести звук ж громко, другой – тихо.

Дети произносят.

В .: А теперь посмотрите на картинки и назовите животных, в названиях которых есть звук з . Теперь назовите животных, в названиях которых слышится звук ж.

Ответы детей.

В .: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Тема занятия : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель : учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (еж)

Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».

Кто нарисован на этой картине?

Посмотрите внимательно, они все одинаковые?

Что делает ежиха? Ежата?

Что едят ежи?

Зачем ему нужны иголки?

Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)

Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)

Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)

Где живут ежи? (В лесу.)

Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.

На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.

Как вы думаете, это дружная семья?

Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)

Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.

Чей рассказ вам понравился?

Какие слова в рассказе понравились?

Как можно еще начать рассказ?

Как можно закончить рассказ по-другому?

Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)

Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?

Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).

Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

- Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь,

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, Еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку.

Дорогу домой ты найдешь?

Найдет! - закричал из канавки

После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закреплять навыки составления рассказа с использованием кодов Семадени; закреплять навыки перекодировки кодов Семадени в словесное обозначение с использованием антонимов; упражнять детей в составлении простых распространённых предложений; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, понимать заданный вопрос.
  2. Коррекционно-развивающие : развивать память, мышление, восприятие, общую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать, анализировать рассказы своих товарищей, воспитывать бережное отношение к диким животным.
  4. Оборудование: корзинка, ёжик, заяц, письмо, коды Семадени, угощение для детей.

Лексическая тема «Дикие животные»

Ход НОД:

1. Орг.момент

— Ребята я нашла корзинку под дверью, (в корзинке ёжик и зайчик, письмо) это не ваша?
— Интересно вам посмотреть, что внутри?

2. Основная часть

— Ой, а тут…, отгадайте загадку Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(Еж)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц) и письмо.

— «Здравствуйте ребята, меня зовут Старичок-Лесовичок, я живу в сказочном лесу, где случаются разные чудеса.
Ребята, как вы думаете, а животные могут дружить?
Отправляю вам ёжика Пых и зайчика Пух, а так же подсказки по которым вы сможете узнать их историю.
Расскажите историю зайцу и ёжику, и сможете получить лесные гостинцы. Ваш Старичок-Лесовичок.»

— Ну, что ребята хотите узнать историю ёжика и зайчика?

— Сначала давайте попробуем отгадать все подсказки. (проговариваем, совместно с детьми каждое предложение: логопед начинает, ребёнок заканчивает по кодам)

— Вспомните, что обозначает первый код? (ответы детей)
— Низкий, а раз перечёркнут, подберите противоположное слово (ответы детей). Высокий.
— Второй код обозначает цвет. (ответы детей) Зеленый.
— Третий код обозначает качество предмета. (Ответы детей) Колючий перечёркнут, значит (ответы детей). Пушистый.
— И на последнем коде изображена ёлочка, а теперь составьте предложение целиком (ответы детей) Высокая, зелёная, пушистая ёлочка.


Рассмотрим следующую картинку.
— Что обозначает первый код? (ответы детей) Маленький, а перечёркнуто, значит (ответы детей). Большой
— Следующий код обозначает (ответы детей). Худой, а перечёркнут (ответы детей). Толстый
— Следующий код (ответы детей). Коричневый.


Рассмотрим следующую схему. Первый код обозначает (ответы детей) большой, а раз перечёркнут (ответы детей) маленький.
— Второй код обозначает (ответы детей) пушистый, а если наоборот (ответы детей) колючий.


(по аналогии рассматриваем остальные схемы)
— Первый код, если сразу обратить внимание, что он перечёркнут, обозначает (ответы детей) Маленький
-Второй обозначает цвет (ответы детей) серый.
— Третий код не колючий, значит (ответы детей) пушистый.


— На следующей схеме сразу посмотрите на последний код, что изображено? (ответы детей) ягода.
— А теперь давайте её опишем. Первый код обозначает.. (ответы детей) большая.
— Следующий код (ответы детей) красная.
— В третьем коде зашифрована форма (ответы детей) круглая
— Проговорите что у нас получилось? (ответы детей) Большая, красная, круглая ягода.

3. Динамическая пауза

— А теперь немного отдохнём и в лес мы с вами пойдём.

Лиса шла, шла, шла (дети изображают хитрую лису)
И клубнику нашла,
Села, поела и дальше пошла (присаживаются и собирают «клубнику»)

Зайчик скок-поскок, наскочил на кусток (прыгают)
Собрал малинку, поскакал по тропинке (тянуться вперёд, собирают, а потом прыгают)

Медведь шёл, шёл, шёл (изображают медведя)
И рябину нашёл,
Потянулся, оборвал, и дальше пошёл (тянуться вверх, а потом шагают вразвалочку)

— Итак, мы с вам разобрали все схемы, а теперь я буду начинать рассказ, а вы заканчивать с помощью подсказок. Вы должны будете не только правильно закончить рассказ, но ещё и постараться его запомнить.
(логопед начинает предложение, а дети заканчивают, опираясь на коды)

  1. В лесу росла высокая, зелёная, пушистая, ёлочка.
  2. Под ёлкой рос большой, толстый, коричневый гриб.
  3. Мимо ёлки пробегал маленький колючий ёжик.
  4. Он бежал в гости к маленькому, серому, пушистому зайцу.
  5. Ёжик сорвал на поляне большую, красную, круглую ягоду и угостил ею зайца.

— Молодцы! А теперь вы расскажите для наших гостей историю дружбы ёжика и зайца.
(дети рассказывают рассказ самостоятельно)

4. Заключительная часть

— Молодцы, ёжику и зайчику понравилось, что вы расшифровали их рассказ и сумели запомнить его, и им пора отправляться в Сказочный лес, но сначала они хотели бы вас угостить лесными дарами. Отгадайте, что это: маленькая, круглая, чёрная ягода (черника).
(дети угощаются черникой).

— Наше занятие подошло к концу, скажите а могут ли дружить животные в Сказочном лесу?

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Последние материалы раздела:

К чему снится свадьба - своя: что значит по соннику
К чему снится свадьба - своя: что значит по соннику

Толкования, к чему снится свадьба, сонник связывает с переменами и моральной готовностью к ним. Знаки во сне предостерегают от напрасных...

Весы ♓ рыбы: совместимость в любовных отношениях и в сексе, в браке, в дружбе Совместимы ли рыбы и весы по гороскопу
Весы ♓ рыбы: совместимость в любовных отношениях и в сексе, в браке, в дружбе Совместимы ли рыбы и весы по гороскопу

Обычно интуиция не подводит представителей знаков Воды, но данный случай исключение. Рыбам с первого взгляда «удав»-Весы покажется чуть ли не...

Бухгалтерский баланс предприятия
Бухгалтерский баланс предприятия

Бухгалтерский баланс (форма 1) — это отчет, который должны сдавать все организации по окончании отчетного года. За 2015 год организациям следует...